История телевидения. Изобретатели, первый опыт телевещания

Эрудиты могут знать большинство из фамилий и род занятий этих людей – Джон Лоуги Бэрд, Борис Львович Рoзинг, Владимир Козьмич Звoрыкин, Семен Исидорович Кaтaeв, Константин Дмитриевич Пeрский, Пауль Юлиус Готлиб Нипкoв, Кэндзиро Тaкaянaги, Фило Тэйлор Фaрнсуoрт. Эти фамилии чаще всего звучат, когда речь заходит о том, кто изобрел телевизор.

Работали над новыми технологиями они в разные годы и даже эпохи и на разных континентах, но каждый по отдельности внес весомый вклад в воплощение идеи передавать зрительную информацию при помощи технических средств.

Кто был изобретателем первого механического телевизора

Электронный телескоп – так назвал свое изобретение немецкий инженер-изобретатель Пауль Юлиус Готлиб Нипкoв. В 1884 г. он оформил патент. Принцип работы прибора, который теперь фиксируется как первый телевизор, был основан на приеме световых сигналов и механической развертке их с помощью проекционного преобразователя (диск Нипкова).

Аппарат, созданный Нипковым, – не телевизор как таковой, но все-таки это важная составляющая, которая дала толчок к развитию механического телевидения. К началу ХХ века еще несколько ученых запатентовали свои кинескопы (Карл Браун, Макс Дикманн).

В 1925 г. подхвативший идею Нипкова шотландец Джон Лоуги Бэрд организовал в Лондоне публичную демонстрацию телеизображения силуэта в движении. Еще через год прошла презентация с человеческим лицом. А в 1927 г. изобретателем осуществлена впервые в мировой истории широковещательная передача сигнала между Глазго и Лондоном.

Но век телевизионной механики не мог быть долгим, началась эпоха электронного телевидения.

Кто придумал электронный телевизор

То, что еще совсем недавно казалось фантастической целью, становилось с каждым годом все большей реальностью. Русские физики и инженеры не могли не внести свою лепту в изобретение. Первым, кто придумал новый подход к телевизионной связи, стал ученый-физик, преподаватель Петербургского технологического университета Борис Львович Рoзинг. Исследования он начал с того, что задал новый вектор – ввел в систему телевидения безынерционный электронный луч.

Основоположником электронного телевизора можно считать Б. Л. Розинга, ведь он не применял механических частей. Его система была признана в Европе и подкреплена в 1907 г. патентом. Еще через несколько лет физик-изобретатель представил прототип кинескопа, и демонстрация изображения с его помощью зафиксирована в истории техники как первая телепередача электронного телевидения. Это случилось в 1911 г.

Но до самой главной разработки, с которой начнется массовое производство, понадобились десятилетия. Идею Розинга о применении электроннолучевой трубки продолжил развивать его ученик Владимир Козьмич Звoрыкин. После Октябрьской революции русский инженер эмигрировал в Америку, где и продолжил работу. Результатом его работы стал патент на иконоскоп – так назвал его автор и под таким наименованием аппарат попал в массовое производство. Первая модель была продана в 1928 г. за 75 долларов и демонстрировала неясные силуэты.

Регулярное телевещание было запущено сначала в США, затем в странах Европы. К середине 1930-х годов вещание велось в диапазоне УКВ. Модель телеприемника совершенствовалась учеными других стран. Правильным ответом на вопрос, в каком году изобрели телевизор, будет и 1937 г., когда англичане выпустили модель с кинескопом. В массовом производстве телевизор в СССР появился чуть позже.

Первые попытки освоить технологии телевещания предпринимались в Советском Союзе в начале ХХ века. Сначала выпускали аппараты на базе диска Нипкова (тот, кто изобрел первый механический способ передачи изображения) с экраном 3х4 см, затем осваивали электронный принцип.

В 1932 г. ленинградцами было запущено производство телеприемников (завод “Коминтерн” выпустил 3000 шт.). Аппарат именовался “Б-2”, был механического типа, но не был самостоятельным прибором: его надо было подключать к радиоприемнику.

Советские инженеры сделали ставку на механические телевизоры, что привело к технологическому застою. Однако регулярное телевещание (3 канала) в стране советов началось в довоенное время – в 1938 г. Самым массовым считается телевизор КВН, но производство его началось только в послевоенные годы. Первый советский цветной телевизор с последовательной передачей цветных полей (“Радуга”) был аналогом устаревшей к тому времени модели американского телеаппарата.

Кто придумал цветное телевидение

Работа над возможностью передавать изображение в цвете проходила параллельно с эволюцией телевизоров. С появлением механического телевидения инженеры и начали предпринимать попытки сделать передачу картинки качественной, близкой к реальности. Еще в 1908 г. советский инженер О. Адамян запатентовал изобретенный 2-цветный прибор.

А прорывом в развитии цветной передачи сигнала стало изобретение упомянутого выше шотландца Д. Брэда. Аппарат, который он собрал в 1928 г., мог передавать с помощью светофильтров (синий, зеленый и красный) последовательно 3 изображения.

Цветное телевидение получило толчок к развитию только после Второй мировой войны. США меньше всего пострадали от военных действий, поэтому быстро перестроили оборонные производственные площади под гражданское производство. Радиоэлектронная промышленность США стала использовать дециметровые радиодиапазоны, для цветоделения использовались 3 передающие трубки. Изыскания наиболее приемлемой системы передачи сигнала шли долго. Только в 1951 г. началось регулярное цветное вещание, которое вели 5 телестанций CBS.

В СССР 7 ноября 1952 г. после поиска и разработки аналогичного стандарта пробную трансляцию провел Ленинградский телецентр. Еще через год началось регулярное вещание на Шаболовке в Москве.

Самые интересные факты

Среди тех, кто создал телевизор, есть японец Кэндзиро Тaкaянaги. Его роль состоит в том, что уже в 1927 г. он продемонстрировал аппарат с разрешением в 100 строк, а в 1928 г. он первым передал лица людей в полутонах.

Первый в мире серийный телеприемник Visionette (“Вижнетт”) был механическим с 45-строчной разверткой.

Серийное производство электроваккумных приборов было налажено в 1934 г. в Германии. Самая дешевая модель от компании Telefunken с диагональю 30 см стоила 445 долларов.

Советские люди могли изготовить телевизор самостоятельно. Инструкция печаталась в журнале “Радиофронт”, надо было только переключить радио на другую частоту.

Ставший самым массовым в Советском Союзе телевизор КВН-49 продавался по цене, которая была эквивалентна 2 средним зарплатам. Аппарат был ненадежным, поэтому совсем скоро приобрел народное прозвище, острословы расшифровывали аббревиатуру как “Купил, Включил, Не работает”.

Когда был изобретен телевизор, появилась и телереклама. Ролик Bulova Watch Company длился всего 10 секунд, заказчик заплатил 9 долларов.

На сегодняшний день телевидение является значимой частью жизни современного человека. Телевизор быстро прижился в домах, несмотря на то, что изобретен он был меньше ста лет назад. Конечно же, то чудо техники, какое мы имеем сейчас, первоначально выглядело и было устроено совсем иначе. С чего все начиналось, кто изобрел телевизор, в каком году и в какой стране это произошло, рассмотрим в данной статье.

Какой ученый изобрел телевизор первым

Люди всегда хотели научиться запечатлевать моменты из своей жизни. Опыты с передачей изображения начались еще в средние века. Тогда была изобретена камера-обскура, которая позволяла преобразовать свет в оптический рисунок.


Можно смело сказать, что каждое изобретение вышеперечисленных ученых способствовало созданию телевизионного аппарата, поэтому выделить только одного изобретателя телевизора нельзя.

Первый патент от Владимира Зворыкина

Деталью для создания телевизора послужил кинескоп. Это преобразователь электрических сигналов в световые. Самый первый был создан в 1895 году Карлом Брауном. Вплоть до 1990 года, мониторы телевизоров и компьютеров изготавливались исключительно на основе кинескопа.

Основой для создания телеаппарата послужил Диск Нипкова. Шотландец Джон Бэрд использовал идею Пауля Нипкова и на основе его изобретения, смог вывести картинку на экран телеприемника. Впервые телетрансляция прошла в 1926 году в Великобритании. Она имела такой успех, что после нее компания Бэрда начала производство телевизоров для продажи. Звук в аппарате отсутствовал, а изображение было нечетким, однако, это уже было телевидением.


Джон Лоджи Бэрд во время работы над системой механического телевидения

Американский инженер русского происхождения Владимир Зворыкин в 1932 году запатентовал свою систему электронного телевидения. Зворыкин стал «отцом» первого электронного, то есть современного телевизора, пригодного для практического использования.

Принцип работы самого первого телевизора

Аппарат Бэрда работал на основе Диска Нипкова и выглядел как огромный вращающийся диск с отверстиями. Первые телеприёмники обладали крошечными экранами, как у


Передатчик Дж. Бэрда (1926 г.)

приставки – 3х4 см. Спираль вращалась, перемещая перфорацию, тем самым разделяя изображение на строчки. Строчки соединялись в единую картину на экране. Диск Нипкова не давал возможности сделать экран размером хотя бы со стандартный фотоснимок – для этого размер диска должен был быть около двух метров в диаметре. Телевизионный сигнал транслировался на средних и длинных волнах – это позволяло передавать изображение на большие расстояния.

Предложенный Зворыкиным принцип электронного телевидения не ограничивал размер экрана, но ограничивал частоту подачи сигнала. Телесигналы транслировались на расстояние менее десяти метров. В основу телевизора Зворыкина легли другие его запатентованные изобретения – иконоскоп и кинескоп. В конце 1920 годов весь мир был охвачен реализацией телевещания.

Первый цветной телевизор

О передаче картинки в том виде, в каком видит окружающий мир человек, изобретатели задумались после первого же удачного опыта с телевещанием. Одновременно с реализацией передачи черно-белого изображения разрабатывалась идея цветного телевидения. Первый опыт провел все тот же Джон Бэрд. Он вставил в свой телевизор трехцветный фильтр, через который поочередно проходили изображения.


Принципиальная схема работы первого цветного телевизора

В 1900 году Александр Полумордвинов подал заявку на патент на первую цветную трёхкомпонентную телевизионную систему. Одной из его идей было совмещение Диска Нипкова со световыми фильтрами разных цветов.

Первый настоящий цветной телевизор выпустили в США в 1920-е. Купить прибор в кредит мог практически любой желающий.

Производство телевизоров в СССР

Первая телетрансляция в Советском Союзе состоялась 29 апреля 1931 года. Но первый телевизор появился позже, так как власти делали больший упор на радиовещание, которое, по их мнению, было более пригодным для пропаганды. Радио было более доступным, в каждом доме при строительстве делали специальную радиорозетку.

Бумажные Диски Нипкова имелись в свободной продаже. Советские умельцы освоили принцип сборки телеприемников. Схемы сборки самодельных телевизоров публиковались в журнале «Радиофронт». Собрать телевизор самостоятельно можно было следующим способом:

  1. Перфорированный диск из картона совмещали с неоновой лампой, чтобы обеспечить прием сигнала и формирование изображения на маленьком экране.
  2. Для того, чтобы изображение сопровождалось звуком, к телеприемнику подключали радиоприёмник. Звук и картинка подавались отдельно друг от друга.

Недостатком такого телевизора было то, что из-за низкой чувствительности фотоэлемента изображение приходилось заново сканировать по несколько минут.

Цветные телевизоры в СССР

В качестве эксперимента 7 ноября 1952 года Ленинградское телевидение провело трансляцию телепередачи с цветным изображением. Через четыре года этот же центр телевидения начал выпуск цветных кинолент., имеют высокое качество изображения, но небольшой угол обзора.

По типу подсветки экрана:

  • С подсветкой люминесцентной лампой с холодным катодом (CCFL).
  • Со светодиодной подсветкой (). Затрачивают мало электроэнергии и имеют четкое изображение с хорошей контрастностью.
  • С подсветкой квантовыми точками (QLED).

Помимо этих критериев, телевизоры отличаются экранами. Существуют плазменные экраны, и проекционные. Проекционные делятся на кинескопные, лазерные, жидкокристаллические и микрозеркальные. Все они работают с фронтальной или обратной проекцией, то есть изображение подается на экран через проектор или полупрозрачный экран (обратная проекция).

Самая современная модель – мониторы из микросветодиодов MicroLED. В 2019 году только продемонстрировала телевизор с таким экраном.


В завершение

Телевидение проделало большой путь, чтобы прийти к нам в таком виде, какой имеет сейчас. Казалось бы, что уже некуда преобразовывать телевидение, ведь мы и так имеет хороший звук и четкую цветную картинку. Несмотря на это работа над телевизорами не прекращается, и с каждым годом компании выпускают более усовершенствованные модели.

В знаменитом советском кинофильме "Москва слезам не верит" один из героев страстно убеждал собеседников в том, что уже в ХХ веке телевидение вытеснит и заменит собой театры, радио и кино. К счастью, горе-телевизионщик оказался не прав. Но стоит признать - в конце прошлого столетия телевидение буквально поработило миллионы людей по всей Земле, "приковав" их к пресловутому "голубому экрану". Впрочем, сегодняшний очерк является не гневной отповедью ТВ, а историческим обзором, который расскажет о зарождении, становлении и развитии телевидения. О том времени, когда экран светился не голубым, а совсем другим светом…

От пантотелеграфа к телескопии

Возможно, первую осуществленную на практике передачу на расстояние изображения по проводам осуществил итальянец Джованни Козелли (Giovanni Caselli), трудившийся в Российской империи. Используя принцип "факсимильной телеграммы", обоснованный шотландцем Александром Бейном (Alexander Bain) в 1842 году, Козелли представил двадцать лет спустя "химический телеграф". С помощью телеграфа нового типа можно было осуществлять передачу текста либо рисунка по проводам. Новинка была названа "пантотелеграф Козелли", ее опробовали на телеграфной линии Санкт-Петербург - Москва. Устройство действительно работало, однако все при этом отчетливо увидели, что овчинка не стоит выделки. Оказывается, изображение для передачи по "пантотелеграфу Козелли" сначала нужно было вытравить на медной пластинке, а в пункте приема подобную пластинку подвергнуть химической обработке, отнимающей много времени. Наличие железной дороги, связывающей две российские столицы, позволяло переправить любую картинку примерно в те же сроки, что и посредством "химического телеграфа", причем безо всякой химии.

Как видим, во второй половине ХIХ века идея передачи изображения на расстояния не казалась ни крамольной, ни безнадежной. Уже в 1879 году английский физик Уильям Крукс (William Crookes) сконструировал первую в мире катодно-лучевую трубку (позднее, в 1895-м, ее усовершенствовал немецкий физик Карл Браун (Karl Ferdinand Braun), представив электронно-лучевую трубку; он даже получил изображение в виде одной-единственной неподвижной точки). Крукс также открыл люминофоры - вещества, светящиеся от воздействия катодных лучей. Впоследствии было обнаружено, что сила облучения люминофор напрямую влияет на яркость их свечения. А в 1897 году английский физик Джозеф Джон Томсон (Joseph John Thomson) доказал, что катодные лучи представляют собой поток электронов. В 1880 году русский ученый Порфирий Иванович Бахметьев, трудившийся в областях биологии и физики, теоретически обосновал возможность функционирования телевизионной системы, которую ученый назвал "телефотограф". Бахметьев аппарат не построил, но именно он сформулировал один из фундаментальнейших принципов телевидения - разложение картинки на дискретные элементы для их последовательной отправки на расстояние. Стоит заметить, что независимо от Бахметьева подобную мысль озвучил португалец Адриану ди Пайва (в брошюре "Электрическая телескопия"). В 1887 году происходит еще одно знаменательно событие - немецкий физик Генрих Герц (Heinrich Rudolf Hertz) обнаружил явление фотоэффекта, когда из вещества под воздействием света вырываются электроны. Сам Герц объяснить увиденное не сумел, зато русский ученый Александр Столетов в феврале 1888 года осуществил успешную демонстрацию влияния света на электричество. Он же создал "электрический глаз" - "дедушку" современных фотоэлементов. Успехи Столетова открыли путь к преобразования световой энергии в электрическую.

Большой вклад в развитие телевидения внес немецкий изобретатель Пауль Нипков (Paul Julius Gottlieb Nipkow). Именно он в 1884 году запатентовал "электрический телескоп" (позже известный как "диск Нипкова"), который затем будет широко применяться в механическом телевидении. Этот диск имел ряд небольших отверстий, размещенных по спирали Архимеда. Свет, проникавший через отверстия, попадал на установленный напротив фотоэлемент, который превращал свет в электрические сигналы. Разложение изображения происходило за счет вращения диска. Приемное устройство работало в обратном направлении. Принятые (и усиленные) сигналы поступали на неоновую лампу, перед которой размещался "диск Нипкова", точно такой, какой стоял в передаточном устройстве. Быстрое вращение диска позволяло видеть зрителю целую картинку. Любопытно, что Нипков, создав свой диск еще студентом, был сильно удивлен, когда в 1923 году увидел свое изобретение в работе на международной выставке радиоаппаратуры. А двумя годами позже шведский инженер Джон Бэрд (John Logie Baird) впервые смог передать распознаваемые человеческие лица. Он же явился создателем первой телесистемы, передающей движущуюся картинку.

Наибольшее распространение получило механическое ТВ с разложением на 30 строк. Например, в Советском Союзе с 1935 года на заводе им. Козицкого выпускались 30-строчные телевизоры Б-2 системы А. Я. Брейтбарта. В качестве экрана Б-2 использовали неоновую лампу размером 30х40 мм.

Самая первая телепередача

Вышеназванные открытия были в той или иной степени использованы преподавателем Петербургского технологического института Борисом Львовичем Розингом при создании первого телеэкрана. В 1907 году Розинг высказал идею, согласно которой следовало, что для преобразования электрических сигналов в светящиеся точки изображения нужно использовать усовершенствованную электронно-лучевую трубку Брауна. Розинг создал такую трубку, где катодный луч (поток электронов), вызванный фотоэффектом, "бомбардирует" ее торец, изнутри покрытый слоем вещества, обладающего способностью светиться под воздействием катодного луча. Любопытно, что развертка изображения в аппарате Розинга производилась без задействования оптико-механического устройства, что станет привычным для электронных телевизионных систем только в конце 30-х годов ХХ века.

В мае 1911 года Розингу удалось показать на стеклянном экране электронно-лучевой трубки настоящее телевизионное изображение. Переданной картинкой было изображение решетки, размещенной перед объективом передатчика. Принимающая трубка Розинга (с магнитным отклонением луча) обладала катодом, анодом, люминесцирующим экраном и диафрагмой, что позволяет назвать ее "отцом" современных кинескопов. Заслуги Розинга были по достоинству оценены ученым миром - русское техническое общество наградило его в 1912 году золотой медалью и премией имени почетного члена общества К. Ф. Сименса. Годом ранее Розинг получил "Привилегию № 18076" на свой электронный телевизор. Своеобразным подведением итогов стала статья Розинга "Электрическая телескопия (видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения", опубликованная в 1926 году в журнале "Наука и техника" (№1). Вообще, российские, а затем и советские ученые внесли значительный вклад в развитие телевидения, и об этих именах нужно помнить. Так, в середине 20-х годов прошлого века Лев Сергеевич Термен предложил систему "видения на далекое расстояние", которую, правда, засекретили и стали использовать в качестве видеонаблюдения. До пограничных войск (где систему намеревались установить) она не дошла, однако вполне работающий приемник был установлен в кабинете наркомвоенмора К. Е. Ворошилова. Передатчик во дворе наркомата передавал на приемник изображения людей, лица которых легко можно было распознать. А изобретатель из Ташкента Борис Павлович Грабовский создал "телефот", способный передавать изображение на несколько метров (а потом и гораздо дальше). Правда, картинка получалась низкого качества.

Механическое vs Электронное

К началу 30-х советское руководство решило подержать малострочное механическое телевидение, оснащенное "диском Нипкова", которое было бы доступно широким массам. В 1930 году на базе Всесоюзного электротехнического института образовали лабораторию телевидения, которую возглавил Павел Васильевич Шмаков. Здесь началась разработка и создание передающего и принимающего устройств для механического телевидения с "диском Нипкова". Система позволяла получать изображение с разложением на 30 строк (1200 элементов, учитывая соотношение сторон кадра 3х4). Электросигналы, передающие картинку и звук, передавались раздельно, потому прием телепередачи требовал двух радиоприемников (один должен был иметь телевизионную приставку). Преобразование электрических сигналов в световые "возлагалось" на неоновую лампу, отчего экран механического телевизора испускал розовый свет.

30 апреля 1931 года газета "Правда" опубликовала сообщение: "Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии". И действительно, во время телесеанса зрители смогли увидеть сотрудников лаборатории и фотографии. Картинка звуком не сопровождалась. Способный ученик Розинга, Владимир Зворыкин (русский эмигрант, родом из Мурома) показал в 1933 году в США передающую электронную трубку - иконоскоп. Это изобретение на долгие годы предопределило развитие электронного телевидения. Опять же в СССР, почти параллельно со Зворыкиным (в 1931-м), аналогичную передающую трубку, названную "радиоглаз", создал Семен Исидорович Катаев. Трубка Катаева состояла из мельчайших ячеек, в которых под действием света накапливался электрический заряд. Более мощные и совершенные трубки (ортикон, суперортикон, суперэмитрон и др.), созданные позднее, использовали базисные принципы иконоскопа.

Первый электронный телевизор, годящийся для бытового использования, разработали в конце 1936 года в американской научно-исследовательской лаборатории RCA, которой, кстати, руководил Зворыкин. В 1939 году RCA выпустила первый телевизор для широких масс - модель RCS TT-5. Этот ТВ являлся тяжелым деревянным ящиком с 5-дюймовым экраном. Примерно 20 лет электронное и механическое телевидения конкурировали друг с другом, но к началу 40-х годов прошлого века последнее вынуждено было уступить дорогу более совершенной и перспективной системе. Уже к 1933 году в СССР многие посчитали, что век электронного ТВ наступил, и в Москве в декабре 1933-го трансляции механического телевидения прекратились. Однако промышленность страны оказалась не готова к выпуску новых устройств, потому 11 февраля 1934 года возобновились (сначала - опытные), а затем (с 15 ноября того же года) постоянные трансляции механического ТВ. Отказаться от последнего в Москве решили только в апреле 1940 года, а в Киеве - незадолго до начала войны.

Тот самый КВН

Первым народным советским телевизором стал КВН, который производился на протяжении примерно 20 лет. Эту модель создали в 1949 году В. К. Кенигсон, Н. М. Варшавский и И. А. Николаевский. Собственно, первые буквы фамилий этих талантливых людей и составили аббревиатуру КВН. Сегодня ее знают, преимущественно, по популярной телеигре с бессменным ведущим А. Масляковым, начинавшим КВН-ское движение как раз в эпоху электронного тезки.

Телевизор КВН являлся трехканальным телеприемником, в котором использовалась схема прямого усиления с шестнадцатью лампами. Простота в эксплуатации и надежность конструкции обеспечили КВН долгую жизнь и любовь со стороны благодарных зрителей. Конечно, у популярной марки были недостатки. Самый главный из них - маленький экран; у КВН использовался кинескоп 18ЛК1Б с круглым экраном диаметром 18 сантиметров. По этой причине удобно смотреть передачи можно было лишь с расстояния менее 1 метра, что сокращало зрительскую аудиторию до 2-3 человек. Учитывая редкость телевизоров в то время, это было очень мало, ведь к обладателям КВН-ов смотреть передачи собирались все соседи. Чтобы увеличить аудиторию, для КВН разработали линзу-приставку, заполняемую дистиллированной водой. Яркость телевизора была высокой, потому данное решение вполне себя оправдывало. Конечно, сегодня подобная конструкция вызывает лишь усмешку, однако в те далекие годы возможность "всем коллективом" смотреть трансляцию футбольных матчей оценивалась очень высоко. Популярность телевидения сказывалась на быстром росте телевизионной сети СССР. Скажем, в 1953 году работало лишь три телевизионных центра, а через семь лет - уже 100 мощных телевизионных станций и 170 ретрансляционных станций мощностью поменьше.

Проблемы стандартизации

Первую советскую электронную систему ТВ (на 180 строк при 25 кадрах в секунду) создали в начале 1935 года в Ленинграде. 16 сентября 1937 года Опытный ленинградский телецентр (ОЛТЦ) стал вещать с использованием системы разложения 240 строк в кадре. А весной 1938-го электронное телевидение Советского Союза начало использовать стандарт 343/50 (где 50 - частота по вертикали). Первый общий стандарт для электронного телевизионного вещания в СССР приняли 27 декабря 1940 года, в нем предусматривалась система разложения 441 строка в кадре. В том же году ленинградский завод "Радист" начал серийный выпуск телевизора индивидуального пользования под названием "17ТН-1". Стандарт 441/50 продержался недолго, как, впрочем, и стандарт разложения на 343 строки (его вновь использовал московский телецентр, когда возобновил работу 7 мая 1945 г.)

Генератор, создающий гасящие и синхронизирующие импульсы стандарта 625/50, заработал летом 1946 года. Однако студийного оборудования, как и бытовых телевизоров, поддерживающих новый стандарт, было крайне мало, потому-то в августе 1948 года ОЛТЦ был вынужден начать вещание по стандарту 441/50. 17 сентября того же года московский телецентр прекращает трансляции по стандарту 343/50, а 4 ноября - начинает вещание с использованием стандарта 625/50. Одним из первых советских телевизоров, поддерживающих стандарт 625/50, стал "Т1 Ленинград". Эти телеприемники собирали на завод им. Козицкого, впоследствии появились новые модели: "Т-2 Ленинград", "Т-3 Ленинград" и "Т-6 Ленинград". Модель "Т-3 Ленинград" выпускалась вместе с радиоприемником (размер телеэкрана составлял 12 дюймов). В те послевоенные годы разнобой в мировых стандартах поражал воображение. Британцы, например, долгое время держались системы разложения на 405 строк. Автором этого стандарта, между прочим, выступил уроженец Пинска Исаак Шоэнберг, который служил главным инженером русской компании "Маркони" в Санкт-Петербурге, а в 1914-м эмигрировал в Англию. Французы тоже избрали свой путь, оказавшийся, впрочем, тупиковым. Изначально предполагалось, что стандартом французского телевидения станет система разложения на 1000 строк (автор идеи - Рене Бартелеми (Rene Barthelemy)). Однако Анри де Франс (Henri Georges de France, впоследствии - разработчик SECAM) предложил разложение на 819 строк при полосе сигнала 10,5 МГц. Новый стандарт заработал в 1950 г. Через 15 лет французы все же приняли стандарт 625/50, хотя и продолжая еще лет двадцать поддерживать старую систему разложения, пока устаревшие модели телевизоров окончательно не были выброшены в утиль. В США в начале 30-х годов появилась система разложения на 343 строки, созданная Зворыкиным; в 1935 году с ее использованием в Нью-Йорке началось регулярное вещание. В 1937 году Штаты перешли на стандарт 441/50, а в 1941 - на 525/60 (он же стандарт NTSC). Однако победили иные мировые стандарты - 525/60 и 625/50. Оказалось, что даже более высокая четкость (которую, в частности, демонстрировала французская система) не является гарантом успешности стандарта. Добавим лишь, что система разложения на 625 строк легла в основу двух ведущих стандартов - PAL и SECAM.

Единение в цвете

В 50-х также развернулась работа по внедрению цветного телевидения, автором которого еще в 1928 году выступил Зворыкин. Однако реализация идеи запоздала, чему причиной стали и военные годы. Первый коммерческий цветной телевизор удалось в 1954 году представить RCA. Модель обладала 15-дюймовым экраном.

Цветной ТВ "Радуга".

В СССР цветные телепередачи принимали телевизоры "Радуга" с вращающимся светофильтром. Но эти приемники требовали расширения спектра видеочастот, а потому были несовместимы с уже работающей системой черно-белого телевидения. По этой причине в 1956 году лаборатория Ленинградского электротехнического института связи имени М. А. Бонч-Бруевича (руководитель - П. В. Шмаков) создала систему цветного телевидения с одновременной передачей цветов. Первая передача нового цветного телевидения была осуществлена в январе 1960-го с опытной станции вышеназванного института. В марте 1965 года СССР и Франция подписали соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения, взяв за единый стандарт систему SECAM (фр. sequentiel couleur avec memoire - "последовательный цвет с памятью"). Совместная система SECAM-III на территории Советского Союза была принята за основу 26 июня 1966 года, а ее дебют состоялся 1 октября 1967 года. К этому знаменательному событию приурочили выпуск первой партии цветных телевизоров. В 1967 году также был принят стандарт PAL (англ. phase-alternating line - "строка с переменной фазой"). Эту систему аналогового цветного телевидения приняли остальные страны Европы, исключая Францию. Она была разработана Вальтером Брухом (Walter Bruch), инженером немецкой компании Telefunken. PAL использует также Китай, Австралия и другие страны. Третьим стандартом, который прижился в США, Канаде и Японии, стал NTSC (англ. national television standards committee - "национальный комитет по телевизионным стандартам"). Данную систему разработали в США; 18 декабря 1953 года началось цветное телевещание в этой системе. Высокая стоимость цветных телевизоров и сложности внедрения цветного телевещания не позволяли вплоть до конца 80-х годов ХХ века сойти с мировой сцены черно-белому телевидению. Ну а сегодня привычное нам цветное аналоговое телевидение теснит более прогрессивное цифровое вещание. В последнем сигнал, превращаемый в последовательность цифровых кодов, передается микроустойчивым образом, поэтому передача осуществляется безо всяких искажений. Цифровая обработка допускает сжатие сигналов, что позволяет в одном частотном телевизионном канале передавать несколько программ.

Эпилог

Ведя рассказ о телевидении, никак нельзя в конце сказать расхожую фразу о том, что, мол, несмотря на свою прогрессивность в былые годы, оно утеряло свою актуальность и сейчас является архаикой. Наоборот, телевидение с каждым годом расширяет свое влияние. Оно лишь видоизменяется, совершенствуясь. И сегодня мы видим, что приходит время нового телевидения - цифрового. Уже пять европейских стран (Германия, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Люксембург) прекратили в настоящий момент аналоговое наземное вещание. В 2010-2012 годах аналоговое ТВ собираются отправить на свалку истории еще 20 стран Европы. В США давно планируемый полный переход на "цифру" отложен до июня текущего года. А вот Россия собирается "догнать" США и другие цивилизованные страны лишь в 2015 году, а то и позднее. Но, рано или поздно, весь мир перейдет на цифровое телевещание. Параллельно идет активный процесс замещения телевизоров с ЭЛТ на телевизионные приемники с плазменными или жидкокристаллическими дисплеями. К большому сожалению, нельзя сказать, что качество телепрограмм также прогрессирует год от года. Скорее приходится констатировать обратное. Но это, как уже было заявлено в самом начале, тема для совсем другой статьи.

Современному человеку трудно обходиться без функционального телевизора. Это привычная техника для каждой семьи, с помощью которой можно развлечься или получить полезную информацию, даже выйти в интернет. Новшествами уже не удивить. Но становится интересно, когда и кто изобрел телевизор, и какие были первые модели.

Важно знать, что перед изобретением непосредственно телевизора, техники сделали радио. По поводу этого изобретения мнения о создателе разнятся: соотечественники называют изобретателем аппарата Попова, в других странах же эту честь отдают Бранли, Маркони и Тесла.
Но и на вопрос о человеке, кто придумал и конкретно изобрёл телевизор, сложно дать конкретный ответ. Многие техники долгие годы работали над этой технологией и заимствовали разработки друг у друга.

В первую очередь следует сразу сказать, что первый телевизор изобрел гениальный техник Пауль Нипков. Он придумал специальный диск, который впоследствии назвали его именем. Это изобретение представили на обозрение 1884 году.

В результате чего механическая развертка и привычный на тот момент радиосигнал в последствие повлекли к созданию телевизора. С использованием диска Нипкова, получилось передавать картинку после считывания на экран.

Кто был изобретателем первого механического телевизора

Изобретатель Джон Берд использовал технологию Нипкова для создания первого телевизора. Этот проект начали реализовывать в разных странах мира.
Производство таких приёмников стало популярным до тридцатых годов. Изображение было четкое, но агрегат работал без звука. Это удалось изменить, когда учёные изобрели электронно-лучевую трубку.


Именно Джон Берд изобрел телевизор механического типа. В последствие, он организовал фирму под своей фамилией, и считался единственным изготовителем телевизионной связи.
Кто изобрел первый телевизор в мире – вопрос неоднозначный. Это были умы, работавшие над проектом в разные временные промежутки.

Как работал первый телевизор

Чтобы первый телевизор функционировал, необходимо было изобрести электронно-лучевую трубку. Учёные старались первыми прийти к решению этой задачи. Нельзя не отметить России. В 1907 году на эту разработку подал патент Борис Розинг. Он сумел построить технологию, применяя ранние разработки учёных.
В далеком 1887 году изобретатель из Германии Генрих Герц, смог доказать влияние света на электричество. Таким образом, был открыт принцип фотоэффекта.

Он см не смог должным образом объяснить, для чего можно применять подобный эффект. Вместо него, это открытие смог обозначить Александр Столетов, который и пытался сделать прообраз фотоэлементов.
После многочисленные учёные старались предъявить свои гипотезы и объяснить не до конца ясную природу подобного интересного явления. Даже Альберт Эйнштейн занимался этим вопросом.

На возникновение первого телевизора особое влияние оказали и иные великие изобретения. В 1879 году талантливый физик по имени Уильям Крукс создал первый вид люминофоров, которые светились, когда на них попадал свет от катодного луча.
Далее Карл Браун создал прототип будущего кинескопа.

Эту разработку применял в исследованиях Борис Розинг. В 1933 году его ученик, Владимир Зворыкин, смог создать ТВ, оснащенный иконоскоп. Именно такое название получила электронная трубка.
Отцом основателем современного телевидения считают именно Зворыкина. Первый телевизор даже создали в его личной американской лаборатории.

Это произошло не в нашей стране, поскольку ученый был эмигрантом. В 1939 году на прилавках магазинов уже появились первые ТВ. Для передачи картинки с использованием оптико-механической развертки. Но после, чтобы повысить качество изображения, начали использовать лучевую трубку.
Принцип работы оборудования заключался в сделанном ранее диске Нипкова . Приставку с экраном в 3 на 4 см подсоединяли к радиоприемнику. После этого переключали на иные частоты. После можно было смотреть разнообразные передачи, что показывали в других странах.

Кто придумал цветное телевидение

После изобретения первого ТВ, исследователи предпринимали много попыток, чтобы создать цветную картинку. Первый технологию показал миру Ованес Адамян. В 1908 году он сумел создать патент на передачу двухцветного изображения.
Также стоит упомянуть Джона Бреда, сумевшего впервые собрать механический приёмник.

Именно он в 1928 году сумел собрать цветной телевизор, передающий три основных изображения. В то время применяли специальные фильтры трех цветов.

Но это лишь попытки, а настоящий и неоспоримый прорыв в исследуемой области цветопередачи произошел только после Второй Мировой войны. Все силы учёных были сразу же брошены на производство для граждан, а это повлекло стремительный прогресс. В США начали использовать открытые дециметровые волны, чтобы передавать картинку.

После этого действия в 1940 году американские исследователи выпустили первую систему «Тринископ». Она состояла из трех отдельных кинескопов с линзами. Каждый был предназначен для воспроизведения и передачи одного цвета.
В СССР появились похожие способы передачи картинки несколько позже – в 1951 году. Через год жители страны могли смотреть цветную картинку на своем ТВ. В семидесятые годы ТВ устройства прочно закрепились в домах телезрителей. Но в Советском пространстве цветные технологии оставались дефицитными очень долго – до восьмидесятых.

Кто изобрёл плазменный телевизор

В XXI веке уже мало кто использует ТВ с устаревшим кинескопом. Именно в этот период начали появляться жидкокристаллические панели, а также удобные и функциональные плазмы.
В 2010 году в магазинах кинескопные модели уже были не востребованы, поскольку начали продавать плоские PDP и LCD. Многие из них уже могли подключаться к интернету и воспроизводить 3D.

Основоположником плазменного ТВ стал Дональд Битцер в содружестве с Робертом Вильсоном и Гином Слоттоу. Они смогли построить первую модель плазменного телевизора.

Но в то время они использовали только одну ячейку, а современные модели имеют миллионы. Разработки учёных начались ещё в 1964 году, но развитие плазменных ТВ началось только, когда весь мир начал использовать цифровые технологии.

Ответить на вопрос о том, кто изобрёл телевизор, с первого взгляда достаточно сложно, так как история телевизора, как технологии, имела две ветви развития, имеющих в основе себя разные принципы – электромеханический телевизор (механический) и электронный. Зачастую в ответ на подобные вопросы всегда втискиваются экономические, политические и идеологические интересы, от чего всё становится ещё более запутанным. Но всё-таки попробуем более детально разобраться в личностях и персоналиях, которые внесли вклад в развитие телевидения и изобретения телевизора.

Как правило, вы можете встретить следующие фамилии, которым приписывают изобретение телевизора: Бэрд, Розинг, Зворыкин, Катаев, Перский, Нипков, Такаянаги, Фарнсворт. Попробуем разобраться в этих фамилиях и какой вклад каждый из них внёс в изобретение телевизора.

Нипков Пауль Юлиус Готлиб

Техник и изобретатель из Германии. Известен прежде всего тем, что 1884 году изобрёл диск, получивший название «диск Нипкова». Диск позволял механически сканировать объекты, чтобы информацию о них можно было в дальнейшем передать на приёмник. Диск представлял из себя обычный вращающийся круг с отверстиями по спирали. Вращаясь, он позволял считывать объект построчно. Нипков не изобрёл телевизора, но изобрёл важную составляющую для механического телевидения.

Схематическое изображение диска Нипкова

Перский Константин Дмитриевич

Был преподавателем в кадетском корпусе Санкт-Петербурга, имел звание гвардейского капитана артиллерии. В 1900 году выступил на IV Международном электротехническом конгрессе с докладом «Телевидение посредством электричества», где впервые употребил термин «телевидение» («television»). Так как доклад читался на французском, то многие даже не задумываются над тем, что термин по сути придуман русским. Но Перский не имеет никакого отношения непосредственно к разработке телевизора.

Бэрд Джон Лоуги

К 1920-м годам, когда усиление сигнала сделало телевидение более практичным, шотландский изобретатель Джон Лоуги Бэрд использовал диск Нипкова в своих прототипных видеосистемах. 25 марта 1925 года Бэрд дал первую публичную демонстрацию телевизионных изображений силуэта в движении в универмаге Selfridge в Лондоне. Поскольку человеческие лица не имели достаточного контраста, чтобы проявить себя в его примитивной системе, он транслировал изображение головы говорящей куклы чревовещателя, названного «Stooky Bill», чьё окрашенное лицо было более контрастным. К 26 января 1926 года он впервые презентовал передачу изображения человеческого лица в движении, посредством радио, что считается первой телевизионный передачей в мире. В 1927 году осуществляет первую широковещательную передачу в мире, передавая сигнал между Лондоном и Глазго на расстояние 705 км.

Розинг Борис Львович

Розинг был русским учёным-физиком, педагогом и изобретателем. Он понял тупиковость пути развития механического телевидения, поэтому начал свои исследования с того, что ввёл в систему телевидения безынерционный электронный луч, тем самым открыв альтернативный путь для развития телевизионной связи. Его главная заслуга состояла даже не в том, что он предложил новый способ передачи изображений на расстоянии, который был ещё очень несовершенный, а в том, что этот способ передачи задал вектор развития для всех телевизионных систем будущего, в том числе современных. В системе Розинга не было механических частей. Именно из-за этого факта Розинга следует считать главным изобретателем электронного телевизора. Этот приоритет также закреплён патентом в 1907 году, которые были признаны в ряде ведущих европейских держав, таких как Германия, США, Англия. А в 1911 году Розинг создал прототип кинескопа, который принимал простейшие изображения, что стало первой в мире телевизионной передачей электронного телевидения.

Схема телевизионной системы Б. Л. Розинга, разработанной в 1907 г. Вверху — передающее устройство, внизу — приемная электронно-лучевая трубка.

Кэмпбелл-Суинтон Алан Арчибальд

Алан Кэмпбелл-Суинтон был шотландским инженером-электриком, который являлся основным конкурентом Розинга в области разработки теоретических основ для электрического телевидения. Кэмпбелл-Суинтон, как и Розинг, понимал, что механическое телевидение ограничено в своём развитии из-за ограниченного количества линий сканирования, приводящее к плохому качеству изображения и мерцанию картинки. В 1908 году он написал статью для журнала «Nature», где изложил своё взгляд на «электрическое видение». В том же году он пишет ещё одну статью «Дистанционное электрическое зрение», где излагает принципы, по которым предлагает создавать электрическое телевидение. В 1911 году он выступает со речью в Лондоне, где теоретически описывает систему дистанционного электрического зрения при помощи электронно-лучевых трубок, как на приёмном, так и на передающих концах, которая принципиально ничем не отличалась от схемы Розинга. Правда ему так и не удалось провести успешные эксперименты по созданию такой системы в дальнейшем. В 1914 году он провёл ряд не очень успешных экспериментов в сотрудничестве с Г.М. Минчиным и Дж. К. М. Стэнтоном.

Такаянаги Кэндзиро

25 декабря 1925 года японец Кенджиро Такаянаги продемонстрировал телевизионную систему с разрешением в 40 строк, в которой использовался дисковый сканер Нипкова и электронно-лучевая трубка. Этот прототип все ещё демонстрируется в Мемориальном музее Такаянаги в Университете Сидзуока, в кампусе Хамамацу в Японии. К 1927 году Такаянаги улучшил разрешение до 100 линий, что было непревзойдённым до 1931 года. К 1928 году он первым передал человеческие лица в полутонах. Его работа оказала влияние на более позднюю работу Зворыкина Владимира Кузьмича.

Фарнсуорт Фило Тэйлор

Фарнсуорт является американским изобретателем в области телевидения. Его вклад в заключается в том, что он изобрёл специальное передающее устройство под названием «диссектор изображения», которое делало то же, что и диск Нипкова в механической системе, оно позволяло разбивать изображение на электрические сигналы. Также ему удалось впервые в мире построить полностью электронную телевизионную систему, которую он продемонстрировал в 1928 году в прессе, а в 1934 году он продемонстрировал эту систему общественности.

Диссектор изображения Фарнсуорта

Катаев Семён Исидорович

Катаев был советским изобретателем и учёным, который занимался развитием идей Розинга в практической части. Он был конкурентом другому изобретателю русского происхождения, о котором будет сказано ниже, Зворыкину. Оба изобретателя старались развить идею Розинга о применении ЭЛТ в телевидении. Но трубки бывают разные. Немцы в это время усиленно пытались развивать ЭЛТ с газовой фокусировкой, то есть использовали газ в трубке, чтобы фокусировать катодные лучи. Катаев же пошёл по другому пути и стал разрабатывать ЭЛТ с магнитной фокусировкой. Результатом его работы стал т. н. «радиоглаз» – аналог иконоскопа Зворыкина. Своё изобретение Катаев С.И. протестировал в 1931 году, а в 1933 году получил на него патент в СССР. Позже, когда Зворыкин и Катаев показывали друг другу свои изобретения, Зворыкин отмечал, что радиоглаз по некоторым параметрам превосходит его иконоскоп.

Зворыкин Владимир Козьмич

Зворыкин также был русским изобретателем и учеником Бориса Розинга, правда после революции у него не заладились отношения с новой советской властью, и он эмигрировал в США, где продолжил развивать идеи своего учителя. Зворыкина на Западе считают изобретателем телевизора, но так, конечно, считать нельзя по тем многим причинам, которые мы уже отметили выше, хотя его вклад в развитие телевидения также сложно переоценить. В отличие от Катаева Зворыкин пошёл по пути создания ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Мышление Катаева и Зворыкина было диаметрально противоположным, что и породило такое различие в подходах и изобретениях. Если Катаев, как настоящий теоретик, сначала решил изобрести передающую трубку, а только потом приёмную, то Зворыкин сделал всё наоборот, так как вместо передающей можно было использовать передатчик, построенный по типу диска Нипкова. В 1935 году В.К. Зворыкин получил патент в США на своё изобретение, хотя демонстрации своего изобретения он устраивал ещё в 1926 году. Телевизоры с магнитной фокусировкой до 70-х годов 20-го века были больше распространены, так как долго не удавалось получить не уступающую по качеству ЭЛТ с электростатической фокусировкой. Но именно с появлением иконоскопа электронное телевидение в полной мере стало реальностью.

ИТОГИ

Как уже писалось выше, следует различать электромеханический и электронный телевизоры. Механический телевизор появился параллельно электронному, поэтому его нельзя считать предшественником, скорее тупиковой ветвью развития. Он был сильно ограничен в увеличении качества и разрешения картинки, в отличие от телевизора с электронно-лучевой трубкой. Поэтому все фамилии, связанные с механическим телевизором, можно исключить из претендентов на изобретение телевизора в том виде, в котором мы его знаем. Таким образом Нипков, Бэрд и остальные не изобретали электронный телевизор.

В интернете часто можно встретить тезис о том, что Катаев подал свою заявку на патент раньше Зворыкина и формально его правильнее считать изобретателем телевизора, однако фактически Зворыкин изобрёл свой иконоскоп раньше, но из-за бюрократической волокиты его патент долго рассматривался. На самом деле это в общем-то неважно, так как оба они были учениками Розинга, а Зворыкин не раз подтверждал приоритет Розинга в изобретении телевидения, поэтому именно Розинг Борис Львович, очевидно, и должен быть назван изобретателем телевизора. Он задолго до всех предвидел будущее электронного телевидения, был активным популяризатором этой идеи.