Basic команды ветвления. Язык программирования Visual Basic

Строка кода в программе на Visual Basic называется оператором программы. Оператор программы является комбинацией ключевых слов Visual Basic, свойств, функций, арифметических или логических операторов и символов, которые вместе образуют допустимую инструкцию, распознаваемую компилятором Visual Basic.

93. Массивы и операции циклов

Урок 22. Операторы циклов For...Next и For Each

Циклы в VB.NET похожи на циклы в других языках программирования. На этом занятии мы рассмотрим циклы двух типов - циклы For...Next и For Each. Циклы For...Next выпоялняются опеределенное число раз. Т. е. если вам заранее известно, сколько раз должен выполнится ваш цикл, то используем цикл For...Next. Цикл For Each используется для обхода элементов коллекций и массивов. Например, с помощью For Each можно перечислить (обойти) все элементы на форме или обработать все строки тамбицы в базе данных.

Вот пример на оператор For...Next:

Dim A(10) As Integer

Dim i As Integer

"Заполняем массив квадратами чисел

"Выводим элементы массива

Console.WriteLine(A(i))

В этом примере массив из 10 целых сначала заполняется квадратами чисел, потом элементы массива выводятся на экран. Вместо строки

Можно написать

В циклах типа For...Next счетчик цикла (i в данном случае) изменяется автоматически.

В приведенном примере счетчик увеличивается при каждом прохождении цикла на 1. Если вам нужен другой шаг, то используем конструкцию с Step:

For i = 0 To 9 Step 2

"Что-то делаем

Такой цикл выполнится 5 раз.

Теперь рассмотрим пример на цикл For Each:

Dim z As Integer

Dim A(10) As Integer

"Заполняем массив A

For Each z In A

If z > 10 Then

Console.WriteLine(z)

Как вы видите, мы в нашем цикле пробегаем все элементы в массиве A (это видно из конструкции In A). Если элемент массива оказался больше 10, мы выводим его на экран.

Обычно циклы For Each используются для перечисления элементв всевозможных коллекций (например, элементов на форме или всех шрифтом в Windows).

Использование массивов данных при решении задач. Массивы в ВБ. Индексированные переменные. Описание массивов. Порядок назначения нижней и верхней границ индексов массивов. Массивы элементов управления. Порядок создания массивов элементов управления. Массивом можно назвать ряд ячеек памяти, отведенных для хранения индексированной переменной. X1,Y2, Zt+1, Mi,j+1 – индексные переменные. => Х(1), Y(2), Z(i+1), M(I, f+1) – в ЯПВУ, предназначены для работы с числовыми рядами. dlina (1), dlina (2), dlina (3) – массив одномерный. Dim dlina (1 to 3) As Integer – описание массива в программе, причем 1 – нижняя граница массива, 3 – верхняя граница массива. Индексация массивов необязательно начинается с 0 или 1. Массив элементов управления образуется с помощью свойства Index, назначая свойства Index, мы говорим компьютеру, что данный объект считается элементом массива. Массив элементов управления – это ряд пронумерованных объектов. Способ создания: 1) Назначение свойства Index на этапе проектирования. 2) Путем копирования в Win (copy/paste). 3) Программным путем (Load Text 1(1) – метод). Load загружает на форму объект с именем Text1(1). Двумерные массивы. Задаются аналогично одномерным: Dim dlina (1 to 3, 1 to 4) As Integer, где в скобках через запятую перечисляются границы по двум направлениям, первыми (1 to 3) границы по вертикали, а вторыми по горизонтали(1 to 4). Обращение к элементу двумерного массива: dlina(1,3) – элемент в первой строчке, третьем столбце.

Для хранения нескольких значений переменных используются массивы данных:

Static х(2) As Integer (x=0,1,2).

Если размер массива не может быть определен заранее, то используется динамический массив:

Dim Y() As Integer.

Для определения констант используется ключевое слово:

Const Pi = 3.142.

Массив, как параметр процедуры

Rem Программа_2.5 – Массив, как параметр процедуры

Dim n As Integer

Dim s As Single

Dim x(2) As Single

x(1) = 5: x(2) = 15: s = 0

Call sumir(x(), n, s) ‘ вызов процедуры суммирования элементов массива

MsgBox "s = " & Str(s)

Sub sumir (x() As Single, n As Integer, s As Single)

Dim i As Integer

Под функцией понимается группа операторов, объединенных под оригинальным именем. Последний символ в имени функции определяет тип возвращаемого ею значения.

Пользовательские функции (не библиотечные функции, составляемые самим пользователем) объявляются при вводе в окне редактирования кода заголовка из ключевого слова Function и следующего за ним имени функции с требуемыми аргументами в круглых скобках. После этого автоматически появляется следующий шаблон:

Function ИМЯ_ФУНКЦИИ

В пространство между именем функции и ключевыми словами End Function вносятся необходимые операторы.

Если при вызове функции ей должны передаваться какие-либо значения (аргументы), то в заголовке после имени функции надо через запятую перечислить соответствующие переменные.

Общий синтаксис определения функции:

Function ИМЯ_ФУНКЦИИ(ПАРАМЕТР_1[, ПАРАМЕТР_2]...)

ОПЕРАТОР_1

[ОПЕРАТОР_2]

ИМЯ_ФУНКЦИИ = ВЫРАЖЕНИЕ

где ПАРАМЕТР – элемент данных, передаваемый функции при ее вызове; Static – при наличии в объявлении функции данного ключевого слова локальные переменные, объявленные в теле функции, сохраняют свои значения в промежутках между вызовами этой функции.

Способы вызова функций: X = fun1(Y), или Call fun1 Y.

Если функция должна возвращать символьное (строковое) значение, то последним символом в ее имени должен быть знак $.

Каждая функция всегда возвращает только одно значение.

Примеры функций:

1. Передача параметра из функции

Rem Программа_2.6 – Передача параметра из функции

Dim x As Single, y As Single, s As Single

s = sumir(x, y) ‘ вызов функции суммирования двух чисел

MsgBox "s = " & Str(s)

Function sumir! (x!, y!) ‘ определение функции суммирования двух чисел

sumir! = x! + y!

Для хранения величин кроме простых переменных можно использовать массивы. Массив представляет собой набор переменных с одним именем и разными индексами. Каждая такая переменная называется элементом массива. Количество хранящихся в массиве элементов называется размером массива. Размер массива ограничен объемом оперативной памяти и типом данных элементов массива. Все элементы массива имеют одинаковый тип. Однако если массив имеет тип variant, то отдельные элементы могут содержать данные разных типов. Например, одни элементы могут быть числами, другие - строками или объектами. В Visual Basic существуют массивы фиксированного размера и динамические массивы. Массив фиксированного размера имеет неизменный размер, заданный при его объявлении. Динамические массивы могут изменять размер в процессе выполнения. Что такое двумерный массив? Это такой набор однотипных данных, местоположение каждого элемента которого определяется не одним индексом, а двумя. Например, для тех, кто с детства играл в "морской бой", не будет открытием, что каждая клеточка игрового поля обозначается двумя символами - буквой и цифрой, например, А5 - "мимо", И10- "попал", Ж7 - "убит". Только в Бейсике принято в качестве индексов использовать все же целые числа. Жизненный пример применения двумерных массивов - билеты в кино или театр, имеющие для каждого зрителя две координаты - ряд и место".

Описываются подобные массивы в Бейсике тем же оператором dim, после которого в скобках указываются две размерности массива - количество строк и количество столбцов.

Команда ветвления в полной и неполной форме (урок 1)

(Данная разработка урока по теме «Команда ветвления в полной и неполной форме» составлена из расчета 1 час в неделю, информатика ведется только в 10 и 11 классах. До изучения этой темы в 10 классе обязательно рассмотрение темы «Алгоритм. Его свойства и способы записи», «Язык программирования Бейсик».)

Цель : рассмотреть команду ветвления в полной и неполной форме; выработать умения и навыки в составлении программ по блок-схемам и блок-схем по программам с командами ветвления

Ход урока

I. Организационный момент

II.Проверка домашнего задания.

Перед вами листочки с таинственными числами. Под каждым числом либо изображена геометрическая фигура, либо написан оператор. Вы должны ответить на вопросы, найти верный ответ и записать числа, соответствующие ответу, в таблицу:

Листочки с геометрическими фигурами и операторами языка программирования Бейсик

18

10

20

14

PRINT

INPUT

CLS

END

Вопросы

1.Эта геометрическая фигура используется в блок- схемах для обозначения начала и конца алгоритма.

2.Данная геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения любого вычисления.

3.Для вывода данных на экран в Бейсике используется этот оператор.

4.Этот оператор используется для ввода данных с клавиатуры.

5.Для очистки экрана в Бейсике служит этот оператор.

6.Для проверки условия используется эта фигура

7.Ввод-вывод данных на экран обозначается этой геометрической фигурой.

8.Этим оператором заканчивается любая программа.

Какая последовательность чисел у вас появилась во второй строке? Под этой последовательностью зашифровано одно слово. Попробуйте найти ключ и расшифровать это слово. Дайте определение.

Ответ:

1

13

4

16

18

10

20

14

а

л

г

о

р

и

т

м

Алгоритм – конечный набор точных и понятных предписаний (правил, инструкций, действий), позволяющих решить любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач.

III Изучение новой темы.

Вспомним, как называется алгоритм, в результате которого обеспечивается выбор одного из двух возможных действий? Правильно, разветвляющимся. Такой алгоритм обязательно содержит условие и, в зависимости от результата выполнения условия, происходит выбор действия. Например: Если день рабочий, то идем в школу, иначе будем отдыхать. Если родители деньги дадут, то идем на дискотеку, иначе будем смотреть телевизор. Таких примеров мы можем привести много из обычной жизни и наук. К примеру, математика: Если у равностороннего четырехугольника углы прямые, то назовем его квадратом, иначе назовем его ромбом. Физика: Если удар упругий, то масса тела сохраняется, иначе масса изменяется

Давайте теперь определим, что же такое ветвление?

Ветвление – эта такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

Рассмотрим команду ветвления в полной и неполной форме, содержащее одно и несколько действий на алгоритмическом языке, представленную в виде блок-схемы и на языке программирования Бейсик. Оформим в виде таблицы.

Ветвление

в неполной форме

в полной форме

I . Содержит только одно действие

1.Алгоритмический язык

If условие then действие

If условие then действие 1 else действие 2

II . Содержит несколько действий

1. алгоритмический язык

Если условие

то действие 1, действие 2,…

Всё

Если условие

то действие 1, действие 2, …

иначе действие 3, действие 4, …

Всё

2. Блок-схема

3. Язык программирования Бейсик

f 40 If условие then 50

50 50 действие 1

60 действие 2

40 If условие then 50 else 80

50 действие 1

60 действие 2

70 goto 100

80 действие 3

ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ VISUAL BASIC. ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВЕТВЛЕНИЙ

Ветвление в Visual Basic организуется с использованием:

  • условного оператора IF;
  • встроенной функции IIF;
  • оператора выбора CASE.

Для проверки одного условия и выполнения оператора или блока операторов используется условный оператор IF...THEN . Этот оператор можно использовать с разным синтаксисом: однострочным (линейным) и многострочным (блочным).

Линейный оператор имеет следующий синтаксис:

If <условие> Then <операторы!>

Блочный оператор имеет следующий синтаксис:

If <условие> Then
<блок операторов 1>
End If

Если заданное условие имеет значение True, выполняется блок операторов, в противном случае - блок операторов2. Если предложение Else не задано, при не выполнении условия управление сразу же передается следующему после If оператору.

Оператор If может быть вложенным, т. е. находиться внутри блоков операторов. Для проверки более одного условия и выполнения одного из нескольких блоков операторов используется расширенный условный оператор вида:

If <условие 1> Then
<блок операторов 1>
Elself <условие 2> Then
<блок операторов 2>
Elself <условие n> Then
<блок операторов n>
End If

Для выбора одного из значений в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия используется условная функция IIF, имеющая следующий синтаксис:

IIF (<условие>, <значение1>, <значение2>)

Эта функция возвращает значение1, если условие истинно, и значение2, если условие ложно.

В качестве условия можно использовать логическое выражение, возвращающее значение True (Истина) или

False (Ложь), или любое арифметическое выражение (нулевое значение эквивалентно False, а ненулевое - True).

Оператор выбора SELECT CASE используется для проверки одного условия и выполнения одного из нескольких блоков операторов.

Формат записи оператора:

Select Case <проверяемое выражение>
Case <список выражений 1>
<операторы 1> Case <список выражений 2>
<операторы 2> Case <список выражений 3>
<операторы 3>
Case Else
<операторы группы Else>
End Select

Проверяемое выражение вычисляется в начале работы оператора Select Case. Это выражение может возвращать значение любого типа (логическое, числовое, строковое).

Список выражений - одно или несколько выражений, разделенных стандартным символом - разделителем (точкой с запятой).

При выполнении оператора проверяется, соответствует ли хотя бы один из элементов этого списка проверяемому выражению.

Эти алименты списка выражений могут иметь одну из следующих форм:

  • <выражение> - проверяет совпадение заданного выражения с одним из выражений - элементов списка;
  • <выражение 1> То <выражение 2> - проверяет попадание заданного выражения в указанный диапазон;
  • < Is <логический оператор> < выражение> - проверяет выполнение указанного условия для заданного выражения.

Занятие 3

Ветвление в алгоритмах и программах.

Разветвляющий алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Во многих случаях требуется, чтобы при одних условиях выполнялась одна последовательность действий, а при других - другая.

Вся программа состоит из команд (операторов). Команды бывают простые и составные (команды, внутри которых встречаются другие команды). Составные команды часто называют управляющими конструкциями. Этим подчеркивается то, что эти операторы управляют дальнейшим ходом программы.

Рассмотрим запись условного оператора на языке Basic.

Простая форма оператора выглядит следующим образом:

IF <УСЛОВИЕ> THEN <ОПЕРАТОР>

IF <УСЛОВИЕ> <ОПЕРАТОР 1>[:<ОПЕРАТОР 2>:…:<ОПЕРАТОР N>]

Если условие справедливо , то программа выполняет тот оператор, который стоит после ключевого слова THEN (или серию операторов от ключевого слова THEN до конца ), и дальше руководствуется обычным порядком действий. Если уловие не справедливо , то оператор, стоящий после THEN (или серия операторов от THEN ) не выполняется , и программа сразу переходит к обычному порядку действий.
Конструкция IF...THEN позволяет в зависимости от справедливости условия либо выполнить оператор, либо пропустить этот оператор.Конструкция IF...THEN... позволяет в зависимости от справедливости условия либо выполнить группу операторов, либо пропустить эту группу операторов.

Условия - еще один тип логических выражений. В них используются следующие операторы сравнения :

больше или равно

меньше или равно

Справа и слева от знака сравнения должны стоять величины, относящиеся к одному типу. В результате сравнения получается логическая величина, имеющее значение ИСТИНА (TRUE) или ЛОЖЬ (FALSE).

5<7 - ИСТИНА;

8=12 -ЛОЖЬ (проверяем равно ли 8 12, именно проверяем, а не утверждаем, что 8=12 );

Предыдущие конструкции позволяли обойти или выполнить серию оператор в зависимости от справедливости условия. Это еще не было ветвлением. Чтобы вычисления могли разветвляться по нескольким направлениям, служит конструкция IF...THEN...ELSE...

IF <УСЛОВИЕ> THEN <ОПЕРАТОРЫ 1>ELSE<ОПЕРАТОРЫ 2>
Если условие справедливо (ИСТИНА), то выполняются <операторы 1> (стоящие между THEN и ELSE ), а <операторы 2> (стоящие после ELSE ) будут пропущены.
Если условие не справедливо (ЛОЖЬ), то <операторы 1> игнорируются и выполняются <операторы 2>.

IF - если, THEN - тогда, ELSE - иначе.

Если в комнате темно, тогда надо включить свет.

Если пойдет дождь, тогда надо взять зонтик, иначе , зонтик не брать.

Пример: Проверить, равно ли введенное число некоторому значению, и в случае равенства выдать на экран сообщение о равенстве чисел.

REM сравнить число со каким-то значением
INPUT "Введите а", а
IF a=7 THEN PRINT "Числа равны"
END

После запуска программы проверяется равно ли введенное значение семи или нет. Если равно, то на экран выводится сообщение "Числа равны".

Пример: Определить большее из двух чисел, вывести его на экран, затем - увеличить его в двое и вывести результат на экран.


INPUT "Введите а", а
INPUT "Введите b", b
IF a>b THEN PRINT "Большее число: ", a:с=2*a
ELSE PRINT "Большее число: ", b:с=2*b
PRINT "результат: ", c
END

Сначала программа запрашивает оба числа, затем проверяет условие a>b. Если условие верно, то на экран выводится число a, затем это число удваивается. Иначе на на экран выводится число b, затем число b удваивается. В завершении на экран выводится удвоенное значение большего числа.

Обратите внимание: программа имеет один недостаток - не учитывается тот случай, когда введенные числа равны. Исправим это, использовав вложение одного условия в другое.

REM определить большее из двух чисел...
INPUT "Введите а", а
INPUT "Введите b", b
IF a=b TNEN PRINT "Числа равны":с=2*a
ELSE IF a>b THEN PRINT "Большее число: ", a: с=2*a
ELSE PRINT "Большее число: ", b: с=2*b
PRINT "результат: ", c
END

В этой программе два условных оператора, первым проверяется условие равенства чисел и, в случае его выполнения, будет выдано сообщение о равенстве чисел, если числа не равны, то проверяется второе условие...

Пример: Решение квадратного уравнения.
Решение квадратного уравнения зависит от значения дискриминанта.

REM Решение квадратного уравнения
INPUT "Введите коэффициент a: ", а
INPUT "Введите коэффициент b: ", b
INPUT "Введите коэффициент c: ", c
d=b*b-4*a*c
IF d<0 THEN PRINT "Корней нет"
ELSE IF d=0 THEN x=-b/(2*a) : PRINT "корень уравнения: ", x
ELSE x1=(-b-SQR(d))/(2*a): x2=(-b+SQR(d))/(2*a) : PRINT "корни уравнения: ", x1, x2
END

Логические условия называются простыми , если разветвления имеет две ветви и сложными , если ветвей более двух.

AND и

OR или

NOT не

Вычислить

Задача 1 .

Определить является треугольник со сторонами A , B , C равнобедренным.

INPUT “Введите размеры сторон треугольника А, В, С “; A ,B ,C