Участие ссср в тегеранской,ялтинской и потсдамской конференциях союзников и их значение для послевоенного устройства мира. Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы Тегеранская крымская и потсдамская конференции

Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 - 11 февраля 1945) - вторая из трёх встреч лидеров стран антигитлеровской коалиции - Великобритании, СССР и США, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка.

Задачи

1. требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё

недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников - дело, которое было начато ещё в Тегеране.

2. союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага

вынужденное объединение Запада и большевиков потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий.

Передел границ. В этом плане Рузвельту, Черчиллю и Сталину удалось найти общий язык практически по всем вопросам.

Польша. СССР получил западную границу с Польшей по так называемой «линии Керзона», установленной ещё в 1920 году, с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между Германией и СССР в 1939 году по Пакту Молотова-Риббентропа.

Германия.Было принято принципиальное решение об оккупации и разделе Германии на оккупационные зоны и о выделении Франции своей зоны.Конкретное урегулирование вопроса относительно зон оккупации Германии было достигнуто ещё до Крымской конференции и зафиксировано в «Протоколе Соглашения между правительствами СССР, США и Соединённого Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении „Большим Берлином“» от 12 сентября 1944.

Это решение предопределило раскол страны на долгие десятилетия: на территории советской зоны 7 октября 1949 была образована Германская Демократическая Республика , после того как остальные немецкие земли были слиты в Федеративную Республику Германию. Шла речь также об отделении Восточной Пруссии (позже, уже после Потсдама, на большей части этой территории была создана нынешняя Калининградская область ). Участники Крымской конференции заявили, что их непреклонной целью является:

· уничтожить германский милитаризм и нацизм и создать гарантии;

· подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию…;

· стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения;

· устранить всякое нацистское и милитаристическое влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа».

Вместе с тем в коммюнике конференции подчёркивалось, что после искоренения нацизма и милитаризма германский народ сможет занять достойное место в сообществе наций.

Балканы . Был обсуждён и извечный балканский вопрос - в частности, ситуация в Югославии и Греции. Считается, что Сталин позволил Великобритании решать судьбу греков, в результате чего позднее столкновения между коммунистическими и прозападными формированиями в этой стране были решены в пользу последних. С другой стороны, было фактически признано, что власть в Югославии получат промосковские отряды Иосипа Броз Тито, которым, правда, рекомендовали взять в правительство «демократов».

Польша. Хотя Польша к тому времени уже шестой год находилась под властью Германии, в Лондоне существовало временное правительство этой страны в изгнании, которое было признано и СССР и потому вполне могло претендовать на власть в своей стране после окончания войны. Однако Сталин в Крыму сумел добиться от союзников согласия на создание нового правительства в самой Польше «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Это решение, реализованное в присутствии советских войск, позволило СССР в дальнейшем без особого труда сформировать в Варшаве устраивающий его политический режим.

Декларация об освобождённой Европе . Она предполагала, в частности, восстановление суверенных прав народов этих территорий, а также право союзников совместно «помогать» этим народам «улучшать условия» для осуществления этих самых прав. В декларации говорилось: «Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобождённым народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору».Идея о совместной помощи, как и ожидалось, позднее не стала реальностью: каждая держава-победительница имела власть лишь на тех территориях, где располагались ее войска. В результате каждый из бывших союзников в войне начал по её окончании старательно поддерживать своих собственных идеологических союзников. Европа за несколько лет разделилась на послушный Москве социалистический лагерь и Западную Европу , где Вашингтон, Лондон и Париж пытались противостоять коммунистическим настроениям.

Репарации. В очередной раз был поднят вопрос о репарациях. Однако союзники так и не смогли окончательно определить сумму компенсаций - было решено лишь, что США и Великобритания отдадут Москве 50 процентов всех репараций.

Дальний Восток. Отдельным документом была принципиально решена судьба Дальнего Востока. В обмен на участие советских войск в кампании против Японии Сталин получил от США весьма большие уступки. Во-первых, СССР получал Курилы и Южный Сахалин, потерянные ещё в русско-японской войне. Кроме того, Монголия сохраняла свой статус сателлита Москвы. Советской стороне также были обещаны давно утерянные Порт-Артур и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД).

ООН. В Ялте была начата и реализация идеи новой Лиги Наций. Союзникам требовалась межгосударственная организация, способная предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния. Именно на конференциях победителей в Тегеране и Ялте и на промежуточных переговорах в Думбартон-Оксе была сформирована идеология Организации Объединённых Наций.

Берлинская Конференция 1945 (Потсдамская конференция). (17 июля - 2 августа- Потсдам) глав представительств главных держав - победительниц во 2-ймировой войне: СССР (И. В. Сталин ), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У.Черчилль , с 28 июля К. Эттли ). Приняла решение:

· о демилитаризации иденацификации Германии,

· уничтожении германских монополий,

· о репарациях,

· о западной границе Польши;

· подтвердила передачу СССР г. Кенигсберг и прилегающего к нему района и др.

БЕРЛИНСКАЯ (ПОТСДАМСКАЯ) КОНФЕРЕНЦИЯ 1945,проходила с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенход в Потсдаме, близ Берлина. Участвовали главы стран-победительниц во второй мировой войне - И. В. Сталин (СССР), У. Черчилль (после смены консервативногоправительства в Великобритании лейбористским - К. Эттли), Г. Трумэн (США). В самом начале Берлинской конференции был одобрен американский проект создания Совета министров иностранных дел Великобритании, СССР,Китая, Франции и США, т. е. пяти государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН. Центральное место в переговорах заняла германская проблема. Было принято решение о полном разоружении и демилитаризации Германии, упразднении всех ее вооруженных сил, СС, СА, СД и гестапо, ликвидации военной промышленности. В то же время предусматривалась реконструкция политической жизни Германии на демократической основе. В Потсдаме, в отличие от Крымской (Ялтинской) конференции 1945, не рассматривался вопрос о расчленении Германии. В решениях Берлинской конференции говорилось, что союзные державы "не намерены уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ".Разногласия возникли при обсуждении вопроса о репарациях. Однако СССР и США удалось выработать компромиссноер ешение, в соответствии с которым Советский Союз получал репарации из своей зоны оккупации и за счет германских вложений за границей (а также дополнительно 25% промышленного оборудования из западных зон). По вопросу о польско-германской границе было принято предложение Сталина (граница по Одеру - Нейсе), хотя Черчилль решительно выступал против расширения Польшина запад. К Польше отходили также Данциг (Гданьск) и большая часть Восточной Пруссии. Кенигсберг (с 1946 Калининград) с прилегающим к нему районом передавался СССР. Серьезные трения возникли при обсуждении темы мирного урегулирования с некоторыми бывшими союзниками Германии. Советской стороной было подтверждено обязательство об участии СССР в войне против Японии (СССР вступил в войну 9 августа 1945) .Решения Берлинской конференции имели неоднозначные последствия. С одной стороны, был произведен раздел сфер влияния между СССР и западными державами, с другой - конференция подвела черту под шестилетним периодом мировой войны. Хотя антигитлеровская коалиция доживала последние дни и обозначились скрытые трещины в отношениях между ее участниками, в Потсдаме три державы смогли прийти к согласию по многим вопросам послевоенного устройства. Однако в дальнейшем сотрудничество этих держав уступило место ""холодной войне".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГАПОУ "Профессиональный коледж №41№

Реферат по истории

Тегеранская, Крымская и Потсдамская конференции: послевоенное устройство Европы

Выполнила: Сиделёва Юлия

Студентка 1 курса, Группы 101

Проверила: Фатхутдинова Э.Р.

Казань 2016

ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1943 г ., конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне 1939-1945 (СССР, США и Великобритании): председателя СНК СССР И.В. Сталина, президента США Ф.Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля. На конференции, проходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943, впервые в полном составе собралась "Большая Тройка" - Сталин, Рузвельт и Черчилль.

На конференции четко обозначилось стремление Рузвельта и Сталина договориться. Черчилль первоначально держался прежней стратегии изоляции русских. Рузвельт же предложил, чтобы советский представитель присутствовал на всех англо-американских встречах перед общей беседой. Идея глобального регулирования международных отношений равно импонировала Рузвельту и Сталину. Черчилль в этом отношении был консервативен, не особенно верил в послевоенное сотрудничество с СССР, сомневался в эффективности будущей новой международной Организации Объединенных Наций (ООН) и видел за этой идеей план оттеснить Великобританию на периферию международной политики.

Главное место в работе Тегеранской конференции заняло согласование планов военных действий союзников. Несмотря на решения предшествующих союзных конференций, Черчилль вновь поставил вопрос о том, чтобы отложить высадку англо-американских войск во Франции и вместо нее провести ряд операций на Балканах (надеясь предотвратить разрастание советской сферы влияния). Однако Сталин и Рузвельт воспротивились этому, считая север Франции единственно пригодным местом для открытия второго фронта. Было договорено, что второй фронт будет открыт на севере Франции в мае 1944. Сталин пообещал, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт.

Большая Тройка согласилась попробовать заставить Турцию вступить в войну на стороне союзников.

На конференции обсуждался вопрос о будущем Германии. Рузвельт и Сталин высказались в пользу раздробления Германии на мелкие государства с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей и передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Сталин сделал особый упор на том, что объединение Германии должно быть предотвращено любой ценой. Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было.

Болезненным на конференции и спорным для советско-британских отношений был вопрос о Польше. К этому времени Сталин порвал отношения с размещавшимся в Лондоне польским правительством в изгнании. Выдвигаемый при поддержке англичан вопрос о расстрелах польских военнослужащих в Катынском лесу под Смоленском Кремль рассматривал как шантаж с целью заставить Москву пойти на территориальные уступки.

В Тегеране Сталин подтвердил, что восточная советско-польская граница должна проходить по линии, установленной в сентябре 1939, и предложил передвинуть западную польскую границу к Одеру. Понимая, что Москва в этом вопросе будет стоять насмерть, Черчилль согласился с этим предложением, заметив, что земли, получаемые Польшей, гораздо лучше земель, которые она отдает. Сталин заявил также, что СССР рассчитывает получить Кенигсберг и передвинуть границу с Финляндией дальше от Ленинграда.

На конференции четко обозначилось согласие западных союзников пойти навстречу Сталину в территориальном вопросе. Здесь же была сделана заявка на то, что послевоенный мир будет управляться четырьмя державами (СССР, США, Англия, Франция), действующими под эгидой новой международной организации. Для СССР это был колоссальный прорыв; США также впервые, после Вильсона, брали на себя глобальные функции; Великобритания, роль которой относительно уменьшалась, должна была довольствоваться уже тем, что не выпала из Большой Тройки.

На конференции была принята "Декларация об Иране", в которой участники заявили "о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана".

В заключение Сталин дал обещание о вступлении СССР в войну против Японии после поражения Германии.

Тегеранская конференция укрепила сотрудничество главных держав антифашистской коалиции и согласовала планы военных действий против Германии.

Декларация трех держав . 1 декабря 1943 г .

Мы, президент Соединенных Штатов, премьер-министр Великобритании и премьер Советского Союза, встречались в течение последних четырех дней в столице нашего союзника - Ирана и сформулировали и подтвердили нашу общую политику.

Мы выражаем нашу решимость в том, что наши страны будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время.

Что касается войны, представители наших военных штабов участвовали в наших переговорах за круглым столом, и мы согласовали наши планы уничтожения германских вооруженных сил. Мы пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга.

Взаимопонимание, достигнутое нами здесь, гарантирует нам победу.

Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения.

Совместно с нашими дипломатическими советниками мы рассмотрели проблемы будущего. Мы будем стремиться к сотрудничеству и активному участию всех стран, больших и малых, народы которых сердцем и разумом посвятили себя, подобно нашим народам, задаче устранения тирании, рабства, угнетения и нетерпимости. Мы будем приветствовать их вступление в мировую семью демократических стран, когда они пожелают это сделать.

Никакая сила в мире не сможет помешать нам уничтожать германские армии на суше, их подводные лодки на море и разрушать их военные заводы с воздуха.

Наше наступление будет беспощадным и нарастающим.

Закончив наши дружественные совещания, мы уверенно ждем того дня, когда все народы мира будут жить свободно, не подвергаясь действию тирании, и в соответствии со своими различными стремлениями и своей совестью.

Мы прибыли сюда с надеждой и решимостью. Мы уезжаем отсюда действительными друзьями по духу и цели.

РУЗВЕЛЬТ

ЧЕРЧИЛЛЬ

Послевоенное устройство мира

План Рузвельта по разделу Германии на государства Пруссия, Ганновер, Гессен, Саксония, Бавария, а также международную зону (Рур и Саар)

· де-факто было закреплено за Советским Союзом право в качестве контрибуции присоединить к себе после победы часть Восточной Пруссии

· по вопросу о включении Прибалтийских республик в Советский Союз в соответствующий момент должен проходить плебисцит, но не под какой-либо формой международного контроля

· также, Ф. Рузвельт предложил разделить Германию на 5 государств.

Во время беседы И.В. Сталина с Ф. Рузвельтом 1 декабря Рузвельт полагал, что мировое общественное мнение сочтет желательным, чтобы когда-нибудь в будущем было выражено мнение народов Литвы, Латвии и Эстонии по вопросу о включении Прибалтийских республик в Советский Союз. Сталин замечал, что это не означает, что плебисцит в этих республиках должен проходить под какой-либо формой международного контроля. По мнению российского историка Золотарёва, на Тегеранской конференции в 1943 году США и Великобритания фактически одобрили вхождение прибалтийских государств в состав СССР. Эстонский историк Мялксоо отмечает, что официально США и Великобритания никогда этого вхождения не признавали. Как пишет М.Ю. Мягков:

Что касается дальнейшей американской позиции по отношению вхождения Прибалтики в состав СССР, то Вашингтон официально не признавал этого свершившегося факта, хотя и не выступал открыто против.

ЯЛТИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 г ., также Крымская конференция - конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне 1939-1945 (СССР, США и Великобритании): председателя СНК СССР И.В. Сталина, президента США Ф.Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля при участии министров иностранных дел, начальников высших штабов и других советников. "Большая тройка" (Сталин, Рузвельт и Черчилль) собралась 4-11 февраля в Ливадийском дворце близ Ялты в период, когда в результате наступления Советской Армии и высадки союзных войск в Нормандии военные действия были перенесены на германскую территорию и война против фашистской Германии вступила в завершающую стадию. На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, определено отношение к Германии после ее безоговорочной капитуляции, намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенного устройства мира, обсужден ряд других вопросов.

Перед Ялтой британская и американская делегации встретились на Мальте. Рузвельт намеревался продолжать сотрудничество с СССР. По его мнению, Великобритания была империалистической державой, а ликвидацию колониальной системы Рузвельт считал одним из приоритетов послевоенного урегулирования. США вели дипломатическую игру: с одной стороны, Великобритания продолжала оставаться их ближайшим союзником и атомный проект осуществлялся с ведома Лондона, но в тайне от Москвы; с другой стороны, советско-американское сотрудничество позволяло осуществить глобальное регулирование системы международных отношений.

В Ялте, как и в 1943 на Тегеранской конференции, вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения.

Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел предоставлять это право Франции. Рузвельт поначалу с ним согласился. Однако затем Рузвельт заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, которая должна была управлять оккупированной Германией, это заставит французов пойти на уступки. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение.

Советская сторона подняла вопрос о репарациях (вывоз оборудования и ежегодные платежи), которые должна заплатить Германия за причиненный ущерб. Однако сумма репараций установлена не была, т.к. этому воспротивилась британская сторона. Американцы же благожелательно восприняли советское предложение определить общую сумму репараций в 20 миллиардов долларов, из которых 50 процентов должны были быть выплачены СССР.

Советское предложение о членстве советских республик в будущей ООН было принято, однако их число было ограничено двумя (Молотов предлагал две-три - Украину, Белоруссию и Литву, мотивируя это тем, что Британское Содружество представлено в полном составе). Было решено провести учредительную конференцию ООН в США в апреле 1945. Советская сторона согласилась с американским предложениям, согласно которому постоянный член Совета Безопасности не мог принимать участие в голосовании в том случае, если вопрос касался страны-члена СБ. Рузвельт воспринял советскую уступку с воодушевлением.

Рузвельт серьезно относился к принципу опеки ООН над колониальными территориями. Когда американская сторона представила соответствующий документ, Черчилль заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. Как, вопрошал Черчилль, апеллируя к СССР, отнесся бы Сталин к предложению интернационализировать Крым? Американская сторона заявила, что имелись в виду территории, отвоеванные у врага, например острова в Тихом океане. Согласились на том, что американское предложение распространяется на подмандатные территории Лиги наций, территории, отобранные у противника, и территории, которые добровольно согласятся на надзор со стороны ООН.

Конференция обсудила ряд вопросов, связанных с европейскими государствами. Сталин не оспаривал британо-американского контроля над Италией, в которой все еще шли бои. В Греции шла гражданская война, в которую вмешались британские войска на стороне, противостоящей коммунистам. В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 в Москве, - рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.

Великобритания и СССР, опять же в соответствии с октябрьскими договоренностями, подтвердили паритет в Югославии, где руководитель югославских коммунистов Иосип Броз Тито договаривался с прозападным югославским лидером Шубашичем о контроле над страной. Но практическое урегулирование ситуации в Югославии складывалось не так, как этого хотелось Черчиллю. Англичан беспокоили также вопросы территориального урегулирования между Югославией, Австрией и Италией. Было решено, что эти проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.

Аналогичное решение было принято и по претензиям американской и британской сторон в связи с тем, что СССР не консультировался с ними в решении проблем послевоенного устройства Румынии и Болгарии. Ситуация в Венгрии, где советская сторона также исключила западных союзников из процесса политического урегулирования, подробно не обсуждалась.

Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени вся территория Польши контролировалась советскими войсками; в этой стране было образовано прокоммунистическое правительство.

Рузвельт, поддержанный Черчиллем, предложил, чтобы СССР вернул Польше Львов. Однако это была уловка, уже обсужденные в Тегеране польские границы западных лидеров не занимали. В действительности на повестке дня стоял другой вопрос - послевоенного политического устройства Польши. Сталин повторил ранее согласованную позицию: западная граница Польши должна быть передвинута, восточная - проходить по линии Керзона. Что же касается правительства Польши, то варшавское с лондонским никаких контактов иметь не будет. Черчилль заявил, что по его сведениям просоветское правительство представляет взгляды не более чем трети поляков, ситуация может привести к кровопролитию, арестам и депортациям. Сталин в ответ пообещал включить во временное правительство некоторых "демократических" лидеров из польских эмигрантских кругов.

Рузвельт предложил создать президентский совет в Польше, состоящий из представителей различных сил, который бы сформировал польское правительство, однако вскоре снял свое предложение. Последовали долгие дискуссии. В итоге было решено реорганизовать временное польское правительство на "широкой демократической основе" и провести как можно скорее свободные выборы. Все три державы обязались установить дипломатические отношения с реорганизованным правительством. Восточная граница Польши определялась по линии Керзона; территориальные приращения за счет Германии были упомянуты расплывчато. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до следующей конференции.

Фактически решениями по польскому вопросу, о других государствах Европы в Ялте было подтверждено, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье - в англо-американской сфере влияния.

Американская сторона представила на конференции документ под названием "Декларация об освобожденной Европе", который был принят. В декларации провозглашались демократические принципы. Главы союзных правительств, в частности, брали на себя обязательства согласовывать друг с другом свою политику по разрешению политических и экономических проблем освобожденных стран в период "временной" нестабильности. Союзники должны были создавать условия для установления демократических форм правления через свободные выборы. Однако эта декларация так и не была реализована на практике.

На Ялтинской конференции было заключено соглашение по вступлению СССР в войну против Японии через два-три месяца после окончания войны в Европе. В ходе раздельных переговоров Сталина с Рузвельтом и Черчиллем были достигнуты договоренности об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке. Сталин выдвинул следующие условия: сохранение статуса Монголии, возвращение России Южного Сахалина и прилегающих островов, интернационализация порта Далянь (Дальний), возвращение СССР ранее принадлежавшей России военно-морской базы в Порт-Артуре, совместное советско-китайское владение КВЖД и ЮМЖД, передача СССР Курильских островов. По всем этим вопросам с западной стороны инициатива уступок принадлежала Рузвельту. Основная тяжесть военных усилий против Японии приходилась на США, и они были заинтересованы в скорейшем выступлении СССР на Дальнем Востоке.

Решения Ялтинской конференции во многом предопределили послевоенное устройство Европы и мира почти на пятьдесят лет, вплоть до крушения социалистической системы в конце 1980-х - начале 1990-х годов.

ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 г ., также Берлинская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании. Советскую делегацию возглавлял И.В. Сталин, американскую - президент Г. Трумэн, английскую - премьер-министр Великобритании У. Черчилль, которого затем сменил К. Эттли. Конференция проходила с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме и была призвана обсудить проблемы послевоенного устройства мира.

К этому времени Германия капитулировала. 2 мая прекратились боевые действия на южном направлении в Италии, 4 мая в штабе генерала Монтгомери, командовавшего британскими силами, был подписан документ о капитуляции германских войск в Северо-Западной Европе, 7 мая в штабе Эйзенхауэра в Реймсе была подписана капитуляция всех германских вооруженных сил. Аналогичный документ подписали маршал Г.К. Жуков и германский фельдмаршал Вильгельм Кейтель в ночь с 8 на 9 мая.

Европа лежала в руинах. Германия и Италия были разбиты и на неопределенно долгое время выбыли из игры как значимые державы. Материальные разрушения и временная ликвидация государственности во многих странах Европы делали послевоенное восстановление многотрудной задачей.

После Второй мировой войны обозначились два глобальных центра силы - США и СССР, последний был вовлечен в мировые дела на основе партнерства относительно недавно. Новой войны никто не хотел. Однако характер отношений в "Большой Тройке" кардинальным образом изменился после смерти в апреле 1945 Рузвельта. В первый же день конференции Трумэн предложил создать Совет министров иностранных дел пяти великих держав (хотя ни Франция, ни Китай в конференции не участвовали), который бы занимался мирными переговорами и территориальным урегулированием. Предложение было принято, заседание Совета было назначено на 1 сентября в Лондоне.

Британская и американская стороны отказались рассматривать вопрос о репарациях в отрыве от вопроса о помощи немцам. Продовольствие же в Германии производилось в большой мере в тех восточных районах, которые Москва уже передала под польскую юрисдикцию. В свою очередь, советская сторона во время обсуждения вопроса о принятии Италии в ООН потребовала такого же разрешения для бывших союзников Германии в Юго-Восточной Европе. Это вызвало вопросы к советским представителям относительно выполнения СССР принятой в Ялте "Декларации об освобожденной Европе". Заключение мирных договоров предусматривало признание новых правительств; западные представители готовы были признать их, только убедившись в том, что они сформированы на принципах выборности. Советская сторона сослалась на состояние дел в Греции, подразумевая, что Великобритания сама не выполняет взятых обязательств.

Во время встречи с Черчиллем Сталин заявил, что СССР не собирается советизировать Восточную Европу и разрешит свободные выборы для всех партий, кроме фашистских. Черчилль вернулся к "процентной" дипломатии и пожаловался, что вместо 50 СССР получил в Югославии 99 процентов.

На первом же пленарном заседании вновь (как в Тегеране и Ялте) встал вопрос о Польше. Советская делегация отстаивала западную польскую границу по рекам Одеру - Нейсе. Трумэн упрекнул Сталина за то, что он уже передал полякам эти районы, не дождавшись мирной конференции, как это было договорено в Ялте. По настоянию советской стороны в Потсдам прибыли польские представители во главе с Болеславом Берутом. Польская делегация требовала немецкие земли и обещала демократически выборы. Черчилль и Трумэн предлагали не спешить, а Черчилль выразил сомнение, что Польша сможет успешно "переварить" такую большую территорию.

Польский вопрос, стоивший Черчиллю столько крови, был последним, который он обсуждал как премьер-министр Великобритании.25 июля Черчилль вместе с министром иностранных дел А. Иденом отбыл в Лондон, где на следующий день подал в отставку. В Потсдам прибыли новый премьер-министр К. Эттли и новый министр иностранных дел Э. Бевин.

Уже в новом составе конференция пришла к соглашению по вопросу о Польше. Польша должна была провести свободные выборы с участием всех демократических и антинацистских партий. Окончательное решение вопроса о западной границе Польши было отложено, однако уже сейчас Польше передавались восточногерманские земли. Конференция согласилась на передачу СССР города Кенигсберга и прилегающей территории.

Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство - постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения.

По вопросу о репарациях компромисс все же был достигнут. СССР (обязуясь передать часть репараций Польше) должен был получить их из своей зоны оккупации, а также частично из западных зон в той мере, в которой это не подрывало мирную германскую экономику.

Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между СССР, США и Великобританией. Большую часть германских подлодок предстояло затопить. Германский торговый флот, за исключением судов, необходимых для речной и прибрежной торговли, также делился между тремя державами. Великобритания и США выделяли из своей доли суда странам, пострадавшим от германской агрессии.

Был достигнут и ряд других соглашений. Италию как страну, порвавшую с Германией, было решено рекомендовать для членства в ООН. Совету министров иностранных дел поручалось подготовить мирные договоры с Италией, Болгарией, Финляндией, Венгрией и Румынией. Подписание мирных договоров делало возможным включение этих государств в ООН. Испании в членстве в ООН отказали. Было решено "улучшить" работу контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии. Переселение германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии предлагалось осуществлять "упорядоченным и гуманным" образом. Войска союзников должны были быть немедленно удалены из Тегерана, а Совет министров иностранных дел - решить вопрос о дальнейшем выводе войск из Ирана.

Конференция не согласилась с советским предложением относительно Босфора и Дарданелл. Сталин требовал отменить конвенцию Монтре, предоставить выработку режима проливов Турции и СССР, дать СССР возможность организовать военные базы в проливах наравне с турками. Трумэн предложил свободный режим проливов при гарантиях всех великих держав. В итоге было принято решение о том, что конвенция Монтре должна быть пересмотрена в ходе контактов каждого из трех правительств с турецким правительством.

Потсдамская конференция решила наиболее актуальные вопросы послевоенного устройства. Стало ясно, что европейский порядок будет строиться на конфронтационных началах. На Потсдамской конференции впервые в истории дипломатии обозначился ядерный фактор.24 июля в разговоре со Сталиным Трумэн походя упомянул, что у США появилось новое оружие необычайной разрушительной силы. Сталин ответил, что рад это слышать и надеется, что ему найдется применение в войне против Японии. К тому времени Сталин давно знал об американском атомном проекте и торопил советских ученых в аналогичной разработке. К 1945 в мире лихорадочно развивалось три атомных проекта: американский (при британском участии), советский и немецкий. США первыми вышли на атомный рубеж.

ПОТСДАМСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая (Потсдамская декларация )

1. Мы, Президент Соединенных Штатов, Президент Национального Правительства Республики Китая и Премьер-министр Великобритании, представляющие сотни миллионов наших соотечественников, совещались и согласились в том, что Японии следует дать возможность окончить эту войну.

2. Огромные наземные, морские и воздушные силы Соединенных Штатов, Британской Империи и Китая, усиленные во много раз их войсками и воздушными флотами с Запада, изготовились для нанесения окончательных ударов по Японии. Эта военная мощь поддерживается и вдохновляется решимостью всех Союзных Наций вести войну против Японии до тех пор, пока она не прекратит свое сопротивление.

3. Результат бесплодного и бессмысленного сопротивления Германии мощи поднявшихся свободных народов мира с ужасной отчетливостью предстает как пример перед народом Японии. Могучие силы, которые теперь приближаются к Японии, неизмеримо больше тех, которые, будучи применены к сопротивляющимся нацистам, естественно, опустошили земли, разрушили промышленность и нарушили образ жизни всего германского народа. Полное применение нашей военной силы, подкрепленной нашей решимостью, будет означать неизбежное и окончательное уничтожение японских вооруженных сил, столь же неизбежное полное опустошение японской метрополии.

4. Пришло время для Японии решить, будет ли она по-прежнему находиться под властью тех упорных милитаристических советников, неразумные расчеты которых привели японскую империю на порог уничтожения, или пойдет она по пути, указываемому разумом.

тегеранская крымская постдамская конференция

5. Ниже следуют наши условия. Мы не отступим от них. Выбора никакого нет. Мы не потерпим никакой затяжки.

6. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

7. До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будет существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена, - пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем.

8. Условия Каирской декларации будут выполнены и японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем.

9. Японским вооруженным силам после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь.

10. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступники, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Японское Правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа. Будут установлены свобода слова, религии и мышления, а также уважение к основным человеческим правам.

11. Японии будет разрешено иметь такую промышленность, которая позволит поддержать ее хозяйство и взыскать справедливые репарации натурой, но не те отрасли промышленности, которые позволят ей снова вооружиться для ведения войны. В этих целях будет разрешен доступ к сырьевым ресурсам, в отличие от контроля над ними. В конечном счете, Японии будет разрешено принять участие в мировых торговых отношениях.

12. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

13. Мы призываем Правительство Японии провозгласить теперь же безоговорочную капитуляцию всех японских вооруженных сил и дать надлежащие и достаточные заверения в своих добрых намерениях в этом деле. Иначе Японию ждет быстрый и полный разгром.

ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВУ ЯПОНИИ

"После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии Япония оказалась единственной великой державой, которая все еще стоит за продолжение войны.

Требование трех держав - Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Китая - от 26 июля сего года о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил было отклонено Японией. Тем самым предложение Японского Правительства Советскому Союзу о посредничестве в войне на Дальнем Востоке теряет всякую почву.

Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому Правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира.

Верное своему союзническому долгу, Советское Правительство приняло предложение союзников и присоединилось к Заявлению союзных держав от 26 июля сего года.

Советское Правительство считает, что такая его политика является единственным средством, способным приблизить наступление мира, освободить народы от дальнейших жертв и страданий и дать возможность японскому народу избавиться от тех опасностей и разрушений, которые были пережиты Германией после ее отказа от безоговорочной капитуляции.

Ввиду изложенного Советское Правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9-го августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией.

Литература

1. Тегеран - Ялта - Потсдам. Сборник документов. М., 1973 Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1978

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Крымская конференция как одно из важнейших международных совещаний Второй мировой войны, которая состоялась в Ялте в Ливадийском дворце с 4 по 11 февраля 1945 г. Основные решения, принятые на Ялтинской конференции глав СССР, США и Великобритании.

    реферат , добавлен 25.02.2011

    Начало складывания антигитлеровской коалиции. Московская конференция и договор о ленд-лизе. Советская дипломатия в борьбе за второй фронт в 1942 году. Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции. Военные действия и взаимоотношение союзников в 1943 г.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2008

    Общие сведения о Второй мировой войне 1939-1945. Выбор места проведения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года. Первое заседание в Большом зале Ливадийского дворца. Передел государственных границ, подписание Декларации об освобождённой Европе.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2011

    Ход II мировой войны в конце 1944 г. Страны-союзницы антигитлеровской коалиции в процессе подготовки раздела сфер влияния в Европе в послевоенные годы. Собрания "большой тройки": Ялтинская и Потсдамская конференции, их последствия по окончании войны.

    доклад , добавлен 19.11.2007

    Изгнание гитлеровских войск с территории СССР в ходе Второй мировой войны. Проблема открытия второго фронта; Тегеранская конференция. Освободительная миссия Советской Армии; капитуляция Германии. Потсдамская конференция: послевоенное устройство Европы.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2013

    Ялтинская и Потсдамская конференции глав правительств СССР, США и Великобритании, создание мирной системы: обеспечение режима ядерного сдерживания как залога стабильности. Крушение Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений: причины, итоги.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2011

    Складывание антигитлеровской коалиции, ее содержание и взаимодействие участников, история развития и значение в истории. Встреча в Тегеране и Ялте. Потсдамская конференция и ее итоги. Создание, становление Организации Объединенных Наций, ее деятельность.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2014

    История создания Антигитлеровской коалиции. Оказание помощи странам, противостоящим нацисткой Германии. Значение ленд-лизовских поставок для СССР. Открытие второго фронта. Политическое сотрудничество (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции).

    реферат , добавлен 18.10.2014

    Состояние международной обстановки после Первой мировой войны. Возникновение фашистского режима в Германии. Причины создания и этапы формирования антигитлеровской коалиции. Формы сотрудничества СССР, Великобритании и США. Итоги трех конференций союзников.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

    Понятие и назначение антигитлеровской коалиции, история и основные предпосылки ее разработки и юридического оформления в годы Второй мировой войны, страны-участницы и направления их деятельности. Тегеранская конференция и рассматриваемые на ней вопросы.

Тегеранская (28 ноября-1 декабря 1943 г.), Ялтинская (4-11 февраля 1945 г.) и Подсдамская (17 июля-2 августа 1945 г.) конференции - конференции глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во II Мировой войне: СССР (председатель СНК СССР И. Сталин), США (президент Ф. Д. Рузвельт; на Подсдамской – Г. Трумэн) и Великобритании (премьер-министр У. Черчилль; на Подсдамской его сменил К.Эттли), на которых решались основные вопросы военного взаимодействия, международных отношений, экономических связей и послевоенного устройства мира. Среди прочих, на конференциях рассматривался вопрос о будущем Германии. Учитывая, что она в течение 25 лет развязала две войны, стороны уделили особое внимание ее послевоенному устройству. Черчилль заявил, что Германию необходимо расчленить на несколько новых государственных образований, с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей и передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Сталин полагал, что невозможно уничтожить Германию, и нет никаких мер, которые могли бы исключить возможность ее объединения. Он предлагал не создавать новых нежизнеспособных государственных образований, предоставить самостоятельность Австрии и Венгрии, а проблему Германии решать на путях ее юдемилитаризации и демократизации. Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было, вопросбыл передан на изучение в Европейскую консультационную комиссию. В Ялте вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения. Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел предоставлять это право Франции. Рузвельт поначалу с ним согласился. Однако затем Рузвельт заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, которая должна была управлять оккупированной Германией, это заставит французов пойти на уступки. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение. На Потсдамской конференции была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией, над которой был установлен четырехсторонний контроль оккупирующих держав – СССР, Англии, США и Франции и создан единый орган управления – Союзный контрольный совет.



Война с Японией. Источники и причины победы советского народа в

Великой Отечественной войне. Итоги войны. Материальные и людские

Потери СССР.

Сове́тско-япо́нская война́ - вооружённый конфликт в августе-сентябре 1945 года между Советским Союзом и Монгольской Народной Республикой с одной стороны и императорской Японией и государством Маньчжоу-Го с другой. Завершился победой советских войск над Квантунской армией в Маньчжурии, японскими войсками на Южном Сахалине и Курильских островах и подписанием Акта о капитуляции Японии.

Советско-японская война имела огромное политическое и военное значение. Так 9 августа на экстренном заседании Высшего совета по руководству войной японский премьер-министр Судзуки заявил:

Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны.

Советская Армия разгромила сильную Квантунскую армию Японии. Советский Союз, вступив в войну с Японской империей и внеся весомый вклад в её разгром, ускорил окончание Второй мировой войны. Американские руководители и историки не раз заявляли, что без вступления в войну СССР она продолжалась бы ещё не менее года и стоила бы дополнительно нескольких миллионов человеческих жизней.

Главнокомандующий американскими вооружёнными силами в бассейне Тихого океана генерал Макартур считал, что «Победа над Японией может быть гарантирована лишь в том случае, если будут разгромлены японские сухопутные силы». Государственный секретарь США Э. Стеттиниус утверждал следующее:

Накануне Крымской конференции начальники американских штабов убедили Рузвельта, что Япония может капитулировать только в 1947 г. или позже, а разгром её может стоить Америке миллиона солдат.



Дуайт Эйзенхауэр в своих мемуарах указывал, что обращался к президенту Гарри Трумэну: «Я говорил ему, что, поскольку имеющиеся сведения указывают на неизбежность скорого краха Японии, я категорически возражаю против вступления Красной Армии в эту войну»[

За отличия в боях в составе 1-го Дальневосточного фронта 16 соединений и частей получили почётное наименование «Уссурийские», 19 - «Харбинские», 149 - награждены орденами. 308 тыс. солдат и офицеров были награждены орденами и медалями (87 из них стали Героями Советского Союза)

В результате войны СССР фактически вернул в свой состав территории, аннексированные Японией у Российской империи по окончании Русско-японской войны 1904-1905 годов по итогам Портсмутского мира (южный Сахалин и, временно, Квантун с Порт-Артуром и Дальним), а также ранее уступленную Японии в 1875 году основную группу Курильских островов и закреплённую за Японией Симодским договором 1855 года южную часть Курил.

Последняя территориальная потеря Японией не признана до сих пор. Согласно Сан-Францисскому мирному договору Япония отказалась от любых притязаний на Сахалин (Карафуто) и Курилы (Тисима Рэтто). Но договор не определял принадлежность островов. И СССР, в том числе и по этой причине, не подписал его. Однако в 1956 году была подписана Московская декларация, по которой прекращено состояние войны и установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Японией. В 9 статье Декларации, в частности, сказано:

СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора.

Тем не менее, сразу же после подписания Япония начала требовать возврата всей южной группы Курил как предварительного условия для переговоров по мирному договору. Эта позиция японского правительства сохранилась до сих пор и препятствует заключению мирного договора между Японией и Россией как государством-наследником СССР.

Помимо СССР, после окончания Второй мировой войны Япония ведёт территориальные споры с рядом других государств. Так, Япония вовлечена в территориальный спор с Китайской Народной Республикой и Китайской Республикой по поводу принадлежности островов Сэнкаку, несмотря на наличие мирных договоров между странами (с Китайской Республикой договор заключён в 1952 году, с КНР - в 1978 году). Кроме того, несмотря на наличие Базового договора об отношениях между Японией и Кореей, Япония и Республика Корея также вовлечены в территориальный спор о принадлежности островов Лианкур.

Несмотря на статью 9 Потсдамской декларации, предписывающую возвращение домой военнослужащих по завершении военных действий, согласно приказу Сталина № 9898, по японским данным, до двух миллионов японских военнослужащих и мирных граждан было депортировано на работы в СССР. Сразу же после окончания военных действий освобождено 65 176 раненых и больных. Умерло в плену 62 069 военнопленных, из них 22 331 до поступления на территорию СССР. Ежегодно репатриировалось в среднем по 100 000 человек. К началу 1950 года осталось около 3000 человек, осуждённых за уголовные и военные преступления (из них 971 переданы Китаю за совершённые преступления против китайского народа), которые в соответствии с Советско-японской декларацией 1956 года были досрочно освобождены и репатриированы на родину.

Причины победы ссср в войне.

1. Причина победы явился Советский государственный строй. «Народный характер Советской власти определил полное доверие народа к государственному руководству в тяжёлых испытаниях войны. Высокая централизация государственного управления, организованность работы системы государственных органов и общественных организаций обеспечивали быструю мобилизацию всех сил общества на решение важнейших задач, превращение страны в единый военный лагерь, тесное единство фронта и тыла.»

2. «социалистический общественный строй. Социалистический строй придал нашей стране огромные жизненные силы в многовековом противостоянии с Западом. Он открыл простор творческим силам народа, сплотил его в единой воле, создал экономическую основу вооружённой борьбы и выдвинул к руководству народные таланты.» Именно поэтому главные силы врага были брошены именно на уничтожение социалистического строя как небывало мощной, противостоящей и побеждающей их силе. «Во имя победы и будущего своей Родины отдали жизнь миллионы советских людей. Историческую победу над фашизмом одержал советский народ и едва сформировавшийся за 20 лет российский социализм. В жестокой борьбе с реакционным западноевропейским империализмом они доказали свое превосходство.»

3. «сплочённость советского общества в борьбе с врагом. Социальное равенство общества, отсутствие в нём эксплуататорских классов были основой морально-политического единства всех советских людей в годы тяжёлых испытаний. Умом и сердцем они поняли, что в сплочении их сила и надежда на спасение от иноземного ига. Выдержала испытание и дружба народов СССР, базирующаяся на социальной однородности, социалистической идеологии и общих целях борьбы.» Удел предателей - гнев и презрение народа – вот под каким лозунгом сражались в бою советские воины и жил всю жизнь великий советский народ.

Неотделима и плавно проистекает из предыдущей причины и следующая, имя коей – «духовная мощь советского народа, вызвавшая массовый героизм на фронте и в тылу. Справедливые освободительные цели войны сделали её поистине Великой, Отечественной, Народной. Советский патриотизм, впитавший военные традиции и национальную гордость России, включал также социалистические идеалы. Духовная мощь народа проявилась в высоком моральном духе войск и трудовом напряжении в тылу, в стойкости и самоотверженности при выполнении своего долга перед Родиной, в героической борьбе в тылу врага и массовом партизанском движении.»

Потери:

Существуют различные оценки человеческих потерь Советского Союза и нацистской Германии во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Различия связаны как со способами получения исходных количественных данных по разным группам потерь, так и с методами расчёта.

Некоторые считают официальными те данные, которые были изданы группой исследователей под руководством консультанта Военно-мемориального центра Вооружённых Сил Российской Федерации Григория Кривошеева в 1993 году (доктор исторических наук генерал армии М. А. Гареев не считает эти данные официальными ). Начальник управления Министерства обороны России по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества Владимир Попов,13 ноября 2015 года назвал новые, уточнённые цифры потерь СССР в Великой Отечественной войне.

· Людские потери СССР - по донесениям частей и соединений: 6,329 млн. военнослужащих убитыми и умершими от ранений, 555 тыс. умерших от болезней, погибших в результате происшествий, осуждённых к расстрелу (по донесениям войск, лечебных учреждений, военных трибуналов), 4,559 млн. попавших в плен (погибло в плену согласно расчётам группы Кривошеева 1,784 млн. ) и пропавших без вести и 500 тыс. призванных по мобилизации, но не зачисленных в списки войск.

· Людские потери нацистской Германии - по подсчётам группы Григория Кривошеева на советско-германском фронте 3 604 800 военнослужащих погибли, умерли от ран, пропали без вести, 3 576 300 попало в плен (умерло в плену 442,1 тыс. ) . Кроме того, демографические потери вермахта сегодня, в общем, достаточно установлены и систематизированы в одном из последних фундаментальных исследований Рюдигера Оверманса . Третье издание его труда «Германские военные потери во Второй мировой войне» состоялось в Мюнхене, в 2004 году. По этим данным демографические потери германских Вооруженных Сил на всех театрах военных действий в 1939-1945 годах составили 5,318 млн. человек погибшими (включая потери фольксштурма, полиции и военизированных формирований), в том числе на Восточном фронте - до 31.12.1944. 1,607 млн. убито, умерло от ран, небоевые потери, и 1,135 млн. пропавших без вести объявленных погибшими. Потери в неразделённом 1945 году (по предположению Оверманса, две трети из них пришлись на Восточный фронт) составили 533 тыс. убитых и умерших от ран, небоевые потери, и 697 тыс. пропавших без вести объявленных погибшими, потери в плену составили 361 тыс. человек.

· Людские потери стран-союзниц нацистской Германии - по подсчётам группы Григория Кривошеева 668 тыс. военнослужащих убито, умерло от ран и болезни, пропало без вести и небоевые потери, и 137,8 тыс. погибшими в плену, ещё 662,2 тыс. человек вернулись из плена после войны .

· Безвозвратные потери армий СССР и нацистской Германии - по подсчётам группы Григория Кривошеева 11,5 млн. и 8,6 млн. человек (не считая 1,6 млн. военнопленных после 9 мая 1945 года, неизвестные потери фольксштурма, Гитлерюгенда, организации Тодта, Службы трудовой повинности, Службы имперских путей сообщения, полиции) соответственно. По данным центра Григория Кривошеева, соотношение безвозвратных потерь армий СССР и Германии с сателлитами составляет 1,3:1 .

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 2015 год, потери населения СССР составили :

· в результате увеличения смертности в возрасте старше 4 лет: 25,5 миллиона человек (19,5 миллиона мужчин, 6 миллионов женщин);

· в результате снижения рождаемости и увеличения младенческой смертности: 13,9 миллиона человек (7 миллионов мужчин, 6,8 миллиона женщин).

По демографическим данным, потери этнических немцев и австрийцев (включая погибших на всех фронтах войны, но не включая потери других европейских стран, напавших на СССР) составили:

· 7,4 миллиона человек убитыми и умершими ;

· 1,7 миллиона потерь от снижения рождаемости

Группа исследователей под руководством Г. Ф. Кривошеева оценивает общие людские потери СССР в Великой Отечественной войне, определённые методом демографического баланса, в 26,6 млн. человек. Сюда входят все погибшие в результате военных и иных действий противника, умершие вследствие повышенного уровня смертности в период войны на оккупированной территории и в тылу, а также лица, эмигрировавшие из СССР в годы войны и не вернувшиеся после её окончания. Для сравнения, по оценкам того же коллектива исследователей, убыль населения России в Первую мировую войну (потери военнослужащих и гражданского населения) составила 4,5 млн. человек, а аналогичная убыль в Гражданской войне - 8 млн. человек.

Что касается полового состава умерших и погибших, то подавляющее большинство приходилось на мужчин (около 20 млн.). В целом к концу 1945 численность женщин в возрасте от 20 до 29 лет вдвое превышала в СССР численность мужчин того же возраста.

Рассматривая работу группы Г. Ф. Кривошеева, американские демографы С. Максудов и М. Элман приходят к выводу о том, что данная ей оценка людских потерь в 26-27 миллионов относительно надёжна. Они, однако, указывают как на возможность недооценки числа потерь за счёт неполного учёта населения территорий, присоединённых СССР перед войной и в конце войны, так и на возможность завышения потерь за счёт недоучёта эмиграции из СССР в 1941-45 годы. Кроме того, официальные подсчёты не учитывают падение уровня рождаемости, из-за которого население СССР к концу 1945 должно было быть ориентировочно на 35-36 миллионов человек меньше, чем было-бы при отсутствии войны. Впрочем, это число признаётся ими гипотетическим, поскольку оно базируется на недостаточно строгих допущениях.

По мнению другого зарубежного исследователя М. Хайнеса, число 26,6 миллионов, полученное группой Г. Ф. Кривошеева, задаёт лишь нижний предел всех потерь СССР в войне. Общая убыль населения с июня 1941 по июнь 1945 составила 42,7 миллионов человек, и это число соответствует верхнему пределу. Поэтому реальное число военных потерь находится в данном промежутке. Ему, однако, возражает М. Харрисон, который на основе статистических подсчётов приходит к выводу о том, что даже учитывая некоторую неопределённость при оценке эмиграции и снижения уровня рождаемости реальные военные потери СССР должны оцениваться в пределах от 23,9 до 25,8 миллионов человек.

В истории Второй мировой войны Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции занимают особые страницы. Державы антигитлеровской коалиции приняли на них решения, имевшие впоследствии колоссальное международное значение. Всему миру был преподан убедительный пример возможности военного и политического сотрудничества государств с различными общественными системами.

Московская конференция.

Еще во время конференции в Квебеке было сказано: " По окончании войны Россия будет занимать господствующее положение в Европе. После разгрома германии в Европе не останется ни одной державы, которая могла бы противостоять огромным военным силам России. Поскольку Россия является решающим фактором в войне, ей надо оказывать всяческую помощь и надо прилагать все усилия к тому, чтобы добиться ее дружбы."

Успехи советской армии вынуждали правительства США и Англии рассмотреть важнейшие международные проблемы совместно с правительством СССР. Во второй половине 1943 года состоялись совещания представителей СССР, США и Англии, явившиеся подтверждением возможности и необходимости международного сотрудничества государств в решении вопросов ведения войны и послевоенного устройства мира.

В Москве 19-30 октября 1943 года состоялась конференция министров иностранных дел СССР. США и Англии. В Москву были направлены правительственные делегации: американскую возглавил К.Хэлл, английскую - А.Иден. Им в помощь прикомандировывались военные миссии. Советская делегация возглавлялась Молотовым В.М.

На конференции в Москве главное внимание было уделено вопросу о военном сотрудничестве трех великих держав. СССР настаивал на сокращении сроков войны против Германии и ее сателлитов. Правители США и Англии не смогли выдвинуть каких-либо аргументов против советских предложений. Кроме того конференция признавала необходимым развитие международного сотрудничества и после войны.

Большое место в переговорах заняли вопросы о Восточной Европе. По указанию Черчилля Иден пытался заручиться согласием СССР и США на английское вторжение в Юго-Восточную Европу с участием Турции. СССР заявил, что стремление к вторжению диктуется целями, не имеющими ничего общего с интересами народов. СССР настаивал на создании второго фронта в западной Европе. Представители Англии и США добивались согласия СССР на восстановление дипломатических отношений с польским эмигрантским правительством. Эти предложения не могли встретить поддержку советской стороны и не дали результатов.

Тегеранская конференция.

Сталин, Черчилль и Рузвельт впервые встретились в Тегеране в конце ноября 1943 года. Они обсудили вопросы военной стратегии и послевоенного устройства для достижения мира и стабильности. Переговоры проходили в атмосфере искренности, благожелательности и надежды на хорошее взаимопонимание и сотрудничество в грядущие годы.

Англо-советские отношения после последнего визита Черчилля в Москву, когда он заявил Сталину, что второго фронта в 1942 году не будет, оставались весьма натянутыми. Их усугубили неудачи с поставками вооружения конвоем в северные порты России. Британские ВМС практически погубили конвой "PQ-17". Это был, по словам Черчилля, "самый грустный эпизод в войне на море". В письме от 17 июля Черчилль сообщил, что на некоторое время посылка конвоев прекращается, на что Сталин ответил гневным письмом. Это был полный достоинства резкий протест против решения союзников в то время, когда Красная Армия находилась в угрожающем положении под Сталинградом и остро нуждалась в поставках сырья и вооружений.

Второго фронта все не было, и англо-советские отношения продолжали ухудшаться. Личный представитель президента Рузвельта Уэнделл Уилки заявил в Москве, что США были не против открытия второго фронта в 1942 году, но Черчилль и английское военное командование чинили препятствия.

Победа под Сталинградом несколько смягчила жесткость Сталина в отношении к союзникам. Кампания в Северной Африке и бомбардировки Германии означали пробуждение некоторой активности с их стороны. Однако Сталин по-прежнему не упускал случая упомянуть о необходимости открытия второго фронта во Франции и упрекнуть союзников в бездеятельности.

Слухи о том, что немцы ищут подходы к союзникам на предмет заключения сепаратного мира, усилили недоверие и подозрительность русских. Однако Сталин опроверг эти слухи и саму возможность сепаратных переговоров, ибо "ясно, что только полное уничтожение гитлеровских армий и безоговорочная капитуляция гитлеровской Германии установят мир в Европе".

В это время Сталин распустил Коминтерн, который всегда представлял прямую угрозу воинствующего коммунизма для Запада. Сталину, противнику интернационализма и автору социализма в одной стране, Коминтерн был помехой и не способствовал в это критическое время русским интересам. Упразднение Коминтерна было с удовлетворением и пониманием воспринято союзниками.

Организации Объединенных Наций.

25 ноября Сталин в сопровождении Молотова, Ворошилова и телохранителей из НКВД отправился поездом в Сталинград и Баку, а оттуда на самолете в Тегеран. Штеменко, как представитель Ставки, вез карты районов боевых действий. В Тегеране Сталин поселился на вилле в Советском посольстве. Штеменко и шифровальщики заняли комнату по соседству, рядом с узлом связи. Отсюда Сталин связывался с Ватутиным, Рокоссовским и Антоновым, продолжая руководить операциями на фронтах.

Первое заседание состоялось днем 28 ноября в Советском посольстве. Английская и американская делегации насчитывали по 20-30 человек, тогда как со Сталиным были только Молотов, Ворошилов и переводчик Павлов.

Выступая на конференции, Сталин говорил взвешенно, спокойно, свои мысли выражал весьма четко и лаконично. Больше всего его раздражали длинные и туманные речи, которыми зачастую грешил Черчилль.

На конференции Сталин проявил интерес к непосредственным военным планам союзников, особенно относительно второго фронта. Он также много думал и говорил о послевоенном устройстве Европы, будущем Польши и Германии, об установлении и сохранении мира.

Черчилль и Рузвельт говорили о боевых действиях в Восточном Средиземноморье, о вовлечении в войну Турции, о посылке англо-американских кораблей в Черное море. Сталин же вновь вернулся к вопросу о высадке союзников во Франции. Распылять силы на операции в Средиземноморье было бы ошибкой. Надо все усилия сосредоточить на открытии второго фронта (операция "Оверлорд"). Черчилль, всегда увлекавшийся множеством вариантов в планах, противопоставлял этому возможность операций на Балканах. Терпение Сталина иссякло. К концу заседания 29 ноября Сталин, глядя в глаза Черчиллю, сказал:

Я хочу задать премьер-министру очень прямой вопрос относительно операции "Оверлорд". Премьер-министр и британская делегация действительно верят в эту операцию?

Если вышеуказанные условия для этой операции будут созданы ко времени, когда она назреет, мы будем считать своим прямым долгом перебросить через Ла-Манш все имеющиеся у нас в наличии силы против немцев, - ответил Черчилль.

Это был типичный ответ опытного дипломата, полный оговорок и риторики. Сталин же хотел услышать простое "да", но от комментариев воздержался. Позже Черчилль сказал, что он полностью поддерживает план высадки союзников во Франции, но не согласен с американским планом высадки в районе Бенгальского залива против японцев. Сталин вновь подчеркнул важное значение высадки на севере Франции и сказал, что эта операция будет поддержана мощным наступлением русских.

К удовольствию Сталина, открытие второго фронта было назначено на май.

На следующем заседании развернулись дискуссии вокруг Польши. Сталин был намерен любым путем укрепить свои западные границы. Надо было решить проблему Польши, которая больше трехсот лет питала враждебность к России. Его беспокоила также враждебность польского правительства в Лондоне. Сталин понимал, что вековая враждебность между двумя нациями не может исчезнуть моментально, но он также не мог позволить, чтобы на границе с Россией возродилась недружественная Польша во главе с антирусскими лидерами Сикорским и Андерсом. В России образовался Союз польских патриотов.

Тегеранская (28 ноября-1 декабря 1943 г.), Ялтинская (4-11 февраля 1945 г.) и Подсдамская (17 июля-2 августа 1945 г.) конференции - конференции глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во II Мировой войне: СССР (председатель СНК СССР И. Сталин), США (президент Ф. Д. Рузвельт; на Подсдамской – Г. Трумэн) и Великобритании (премьер-министр У. Черчилль; на Подсдамской его сменил К.Эттли), на которых решались основные вопросы военного взаимодействия, международных отношений, экономических связей и послевоенного устройства мира. Среди прочих, на конференциях рассматривался вопрос о будущем Германии. Учитывая, что она в течение 25 лет развязала две войны, стороны уделили особое внимание ее послевоенному устройству. Черчилль заявил, что Германию необходимо расчленить на несколько новых государственных образований, с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей и передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Сталин полагал, что невозможно уничтожить Германию, и нет никаких мер, которые могли бы исключить возможность ее объединения. Он предлагал не создавать новых нежизнеспособных государственных образований, предоставить самостоятельность Австрии и Венгрии, а проблему Германии решать на путях ее юдемилитаризации и демократизации. Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было, вопросбыл передан на изучение в Европейскую консультационную комиссию. В Ялте вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения. Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел предоставлять это право Франции. Рузвельт поначалу с ним согласился. Однако затем Рузвельт заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, которая должна была управлять оккупированной Германией, это заставит французов пойти на уступки. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение. На Потсдамской конференции была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией, над которой был установлен четырехсторонний контроль оккупирующих держав – СССР, Англии, США и Франции и создан единый орган управления – Союзный контрольный совет.